К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Выросло так выросло: какие продукты подорожали за год больше всего

Фото Александра Рюмина / ТАСС
Фото Александра Рюмина / ТАСС
Продукты питания за последние 12 месяцев подорожали очень неравномерно, и не на каждого лидера роста цен обратили внимание потребители. Если за стоимостью яиц в какой-то момент следила вся страна, то свекла, чья цена увеличилась еще сильнее, дорожала в информационной тишине. У каждой категории были свои причины для подорожания, но три основные — падение курса рубля, сокращение урожайности и накопившиеся издержки производителей

За 12 месяцев (с мая 2023 года по май 2024-го) продовольственная инфляция в России составила 9,11%. Рост цен был неравномерным, например самым подорожавшим продуктом оказалась свекла, цены на которую выросли сразу на 71%. Куриные яйца, привлекшие в начале года внимание СМИ и потребителей, оказались на втором месте по росту цен, прибавив за 12 месяцев 48,5%. 

Как видно из таблицы ниже, десятку наиболее подорожавших продуктов питания замыкают кулинарные изделия (полуфабрикаты) из птицы, рост цен на которые составил 22,6%.   

Помимо приведенных в таблице продуктов, по данным аналитической компании «АБ-Центр» (есть у Forbes), заметно подорожали за год куры и некоторые продукты их разделки, свежие грибы, шлифованный рис, апельсины и еще ряд позиций. Но было и снижение цен: среди подешевевших продуктов оказались репчатый лук (минус 38,5%), свежая белокочанная капуста (минус 18,2%), гречневая крупа-ядрица (минус 8,5%), отечественная икра лососевых рыб (минус 5,6%), овсяная и перловая крупы (минус 1,1%), макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта (минус 0,9%) и пшено (минус 0,03%).

 

Среди общих причин роста цен на продукты — увеличение издержек на стороне поставщиков, включая выросшие расходы на логистику и персонал, отмечает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. Но по каждой позиции можно выделить и конкретные факторы, которые привели к подорожанию. Собеседники Forbes на продовольственном рынке выделили три группы таких факторов: девальвация рубля, урожайность отдельных видов растений и накопленный рост издержек, перешедший в розничные цены.

Заморские гостинцы

Многие импортируемые продукты существенно подорожали за год, среди лидеров в этой категории чеснок (плюс 41%), виноград (плюс 32,4%) и бананы (плюс 32,4%).

 

«В 2023 году собственный урожай чеснока в России был скромным, — говорит генеральный директор исследовательской компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова. — Вероятно, производители, видя дефицит отечественной продукции, взвинтили цены, а все, что везут из-за рубежа, в первую очередь Китая, подорожало из-за логистики».

Рынок чеснока действительно во многом формируется за счет импортной продукции, говорит генеральный директор «АБ-Центра» Алексей Плугов. Особенно это касается мая, когда российская продукция практически отсутствует на рынке: старый урожай до мая не хранится, а к сбору нового еще не приступали. По словам Плугова, рост цен во многом был связан с конъюнктурой мирового рынка чеснока, а также со снижением курса рубля. За 2023 год рубль подешевел к основным валютам на 24,5%. «В июне мы наблюдаем некоторое ослабление оптовых цен, — продолжает Плугов. — В июле тренд в сторону снижения цен на чеснок продолжится ввиду старта сезона сбора в соседних странах-поставщиках и роста предложения российской продукции».

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Но все же дешевым импортный чеснок не будет, так как услуги транспортных компаний стремительно растут в цене из-за собственных издержек, полагает Решетникова.

 

Логистический фактор повлиял также и на стоимость винограда, говорят собеседники Forbes. «Российский виноград мы видим в магазинах только в сезон сбора, а хранить его можно месяц, максимум два в холодильниках, — объясняет Решетникова. — Поэтому большую часть года его везут к нам в основном кораблями из стран Южного полушария». Цены на виноград начнут планомерно снижаться в августе, отмечает Караваев, когда начнется сбор урожая. 

Цены на импортируемые продукты, такие как бананы и оливковое масло, растут как под влиянием курса рубля, так и за счет роста мировых цен, которые в первой половине 2024 года находились на исторических максимумах, отмечает ведущий научный сотрудник центра агропродовольственной политики ИПЭИ РАНХиГС Денис Терновский. «К тому же ввоз оливкового масла в 2023-2024 годах заметно снизился, — добавляет Плугов. — В России оливковое масло не производят, стабилизация цен возможна только в условиях расширения мирового производства, снижения мировых цен и относительно стабильного курса рубля». 

«По бананам прогноз вполне позитивный: за последние четыре недели, согласно данным Росстата, они уже подешевели на 2%», — настроен оптимистично руководитель аналитического отдела ИК «Риком-Траст» Олег Абелев. «На динамику их цен в моменте повлияли рост валютного курса и временный сбой поставок из-за внутриполитической ситуации в Эквадоре, — напоминает Караваев из АКОРТ. — Сейчас поставки возобновились, рост цен на них в II квартале замедлился».

Родное дорогое

Цены на продукты российского производства сильнее всего колебались из-за урожайности отдельных культур, говорят собеседники Forbes.

Серьезный рост стоимости столовой свеклы, оказавшейся в лидерах списка подорожавших за год продуктов, в первую очередь связан со снижением объема сборов, говорит Плугов, в 2023 году в промышленном секторе овощеводства собрали 393 200 т, на 8,9% (или 38 500 т) меньше, чем в 2022 году. Плюс  рост логистических затрат поставщиков к концу мая привел к увеличению закупочных цен на свеклу почти на 90% в годовом выражении, знает Караваев. Торговые сети, по его словам, при этом на протяжении всего II квартала удерживали отрицательную наценку на свеклу «первой цены» (то есть самую дешевую. — Forbes), обеспечивая ее доступность для всех категорий покупателей.

 

Но в целом подорожание свеклы, как и других овощей, в период перед новым урожаем происходит часто, цены регулируют потребление имеющихся запасов, добавляет Терновский из РАНХиГС. «Если морковь появляется в личных хозяйствах населения уже в июне и нет смысла пытаться продать ее сильно дорого, то свекла — чуть позже, в июле. Получается, что сейчас распродают остатки по очень высокой цене, ожидая нового урожая, и свеклы на рынке действительно мало», — рассуждает Решетникова. Столовая свекла подешевеет уже в июле-августе, прогнозирует Плугов из «АБ-Центра»: «Свекла может не войти даже в топ-10 продуктов с наиболее высоким ростом цен, так как началась активная фаза уборки овощей нового урожая — просто до розницы снижение цен доходит не так быстро. В опте цены на столовую свеклу, по состоянию на 28 июня 2024 года, составили 21,9 рубля за килограмм, за неделю цены снизились на 3,5% (или 0,8 рубля), за месяц — на 26% (7,7 рубля)». 

Яблоки в этом году сильно пострадали от непогоды: в мае на сады обрушились заморозки, особенно сильно повлиявшие на деревья в Центральной России. И в этом сезоне урожай с прошлогодних 1,7 млн т упадет до 1,5 млн т, сообщала министр сельского хозяйства Оксана Лут. И хотя Россельхознадзор уже разъяснил, откуда будут поступать недостающие объемы яблок (например, из Азербайджана, Армении, Турции и Сербии), цены на них уже поднялись.

Цены на яблоки также выросли из-за сезонного фактора: запасы российского урожая заканчиваются к началу весны, и практически до августа в магазинах преобладают импортные яблоки из Сербии, Молдовы, Узбекистана, Китая, Азербайджана, уточняет Караваев из АКОРТ. «Минимальные закупочные цены на яблоки выросли в мае год к году в среднем на 26%, при этом рост розничных цен в крупных торговых сетях был ниже на несколько процентных пунктов, за счет сниженной наценки ретейлеров на яблоки «первой цены», — продолжает он. — Снижение цен на яблоки начнется в конце июля — августе, с поступлением на рынок российского урожая». 

Жертвы рентабельности

Некоторые продукты резко подорожали, потому что ранее рентабельность их производства снижалась либо сохранялась только за счет господдержки. Этот эффект заметен на одном из самых громких подорожаний прошлого года — курином яйце. Несмотря на то, что в последние месяцы отмечается снижение цен на куриное яйцо, год к году их рост весьма ощутим. И это несмотря на активное внимание властей к данному вопросу.

 

«Подорожание куриного яйца и мяса птицы в значительной степени отражает увеличение себестоимости их производства или предыдущие проблемы с рентабельностью производителей», — объясняет Терновский. «Цены на куриные яйца и мясо птицы этой весной стабилизировались, однако в годовом выражении их рост отражает ценовой скачок осенью — зимой 2023/2024 года на фоне роста издержек производителей и физической нехватки куриных яиц и мяса птицы, которая сложилась из-за вспышки птичьего гриппа и несоответствия объемов производства возросшему спросу на рынке, — комментирует Караваев. — А в мае текущего года оптовые закупочные цены на куриные яйца социально значимой категории снизились по сравнению с январем на 12%, вслед за ними идет коррекция розничных цен».  

«Можно много говорить о росте себестоимости куриных яиц, — рассуждает Плугов. — Но официальная статистика говорит о том, что рост цен произошел на фоне беспрецедентного за последние годы роста рентабельности отрасли птицеводства, вероятно, как раз таки и обусловленного повышением цен на яйцо». По официальным данным Росстата, в 2023 году уровень рентабельности производства яиц сельскохозяйственной птицы в России составил 23,08%. Для сравнения, в 2022 году она составляла 8,3%, в 2021-м — 12%, в 2020-м — 6,4%, в 2019-м — 1%, в 2018-м — 4,7%, в 2017-м — 5%.

При этом, несмотря на подорожание, яйца продолжают быть самым дешевым источником белка и спрос на них останется без изменений, резюмирует Терновский. Подтверждается вывод о стабильности спроса и динамикой производства, говорит Плугов. В 2023 году отмечался рост производства куриных яиц, а в I квартале 2024 года производство сократилось год к году лишь на 2%.

С мясом бройлера в стране также не должно возникнуть проблем, считают опрошенные Forbes эксперты. «Сейчас мы видим постепенное снижение цен на курицу, — отмечает Караваев. — Этот тренд в том числе обеспечен отложенным эффектом от мер по реконструкции ряда производственных площадок и увеличению производства в середине 2023 года». Согласно данным Росстата, охлажденные и мороженые куры в мае 2024 года стоили 220,5 рубля за килограмм, годом ранее — 181 рубль, окорочка — 264,5 рубля за килограмм против 216 рублей в 2023-м.

 

Свежие помидоры, выращиваемые в теплицах, к маю 2024 года подорожали из-за роста себестоимости производства, отмечает Решетникова из «Технологий Роста». «И это все накладывается на плановое снижение объемов господдержки тепличной отрасли по мере ее становления, то есть источник рентабельности больше смещается в сторону потребителей и переходит в цены», — добавляет Терновский. 

Скачки стоимости наблюдались и в 2023 году, так как производители просто не могут работать в условиях ухудшающейся рентабельности и вынуждены менять цены, продолжает Решетникова. Рост цен на энергоносители (в первую очередь, электричество, особенно если оно вырабатывается не на собственных станциях), удобрения, средства защиты растений и семена более всего отразились на увеличении себестоимости, знает эксперт, причем некоторые компоненты при примерно той же стоимости в евро из-за скачков курсов валют ощутимо подорожали именно в рублях.

Снижение цен на тепличные овощи будет в июле, говорит Караваев, в период активного сбора их в российских теплицах. «Цены уже меняются, — обращает внимание Абелев. — За июнь помидоры подешевели на 14%, огурцы — на 6%, а урожайность их даже выше, чем годом ранее, что вселяет оптимизм по поводу дальнейшего снижения цен». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+