Глава Хакасии Коновалов в обращении к Путину попросил увеличить квоты на вывоз угля на экспорт и дать скидки к тарифу РЖД. Он предупредил, что 10% населения республики зависит от угольной отрасли и при дальнейшем ухудшении рыночной конъюнктуры региону грозит «формирование безработицы». По оценке аналитиков, рентабельность отрасли в ближайшее время может улучшиться из-за роста цен на уголь
Глава Хакасии Валентин Коновалов направил Владимиру Путину обращение с просьбой поручить правительству оказать угольной отрасли региона меры поддержки, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на документ. Речь идет об увеличении квоты на вывоз угля на экспорт в восточном направлении на 2024 год с 6,5 млн до 10 млн т, применении понижающих коэффициентов 0,4 и 0,895 при определении платы за перевозки угля и скидках в рамках тарифного коридора РЖД в 12,8%.
Путин поручил вице-премьеру Виталию Савельеву рассмотреть обращение. Представитель Савельева сообщил изданию, что профильные ведомства прорабатывают вопрос и готовят проект доклада президенту.
В обращении главы Хакасии отмечается, что железнодорожный тариф в 2022–2024 годах возрос на 54%, в результате чего уровень железнодорожной составляющей в цене угля, поставляемого с месторождений региона, обогнал накопленную инфляцию на 25% и его экспорт осуществляется на границе рентабельности. При этом 10% населения республики зависит от угольной отрасли, и при дальнейшем ухудшении рыночной конъюнктуры региону грозит «формирование безработицы» в отдельных районах.
На совещании Минэнерго в начале августа правительство Хакасии доложило, что бюджет региона в 2023 году недополучил от угольной отрасли 3 млрд рублей налогов, а в первой половине 2024 года — 6 млрд рублей. В результате Хакасия оказалась не в состоянии «выполнять свои социальные обязательства, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы».
Представитель СУЭК, которая работает в регионе, назвал вывоз угля главной проблемой угольщиков Хакасии. Источник издания в угольной отрасли отметил, что доля затрат на логистику в цене угля из региона достигает 70%.
В декабре 2023 года РЖД снизили квоту для регионов по перевозке угля в восточном направлении в 2024 году на 10% — до 100 млн т. Большая часть квоты — 54,1 млн т — отошла Кемеровской области, 26,3 млн т — Якутии. Бурятия сможет перевезти в следующем году на восток страны 8,5 млн т, Хакасия — 6,5 млн т, Иркутская область — 3,3 млн т, а Тыва — 0,65 млн т.
До июня 2022 года для дальних перевозок экспортного угля действовали льготные коэффициенты к тарифу РЖД — 0,4 и 0,895. В апреле 2024 года Минэнерго предложило возобновить применение понижающих коэффициентов и ввести скидки на тариф РЖД в размере 12,8%, сообщал «Коммерсантъ». Против, по данным издания, выступили Федеральная антимонопольная служба и РЖД.
В РЖД изданию сообщили, что скидка к железнодорожному тарифу приведет к непокрываемым убыткам перевозчика. И предложили в случае необходимости поддержать угольную отрасль через прямые государственные субсидии.
Аналитики прогнозируют рост цен на уголь в ближайшей перспективе, что должно поддержать рентабельность сектора. По мнению главного стратега инвесткомпании «Вектор Икс» Максима Худалова, стоимость угля вырастет на $5–7 за тонну на фоне роста цен на газ в ЕС из-за боевых действий в Курской области, где находится газоизмерительная станция (ГИС) «Суджа», через которую осуществляется транзит российского газа в Европу.