РЖД сократили квоту для регионов на перевозку угля на экспорт в восточном направлении
РЖД договорились с регионами (Кузбасс, Якутия, Бурятия, Хакасия, Иркутская область и Тыва) о перевозке угля на экспорт в восточном направлении в объеме «около 100 млн т». В 2023 году на экспорт в восточном направлении железной дорогой планировалось перевезти 111 млн т угля. Более половины квоты РЖД на следующий год ушло Кузбассу, больше четверти — Якутии
Российские железные дороги снизили квоту для регионов по перевозке угля в восточном направлении на 10%: в 2023 году планировалось перевезти в сторону тихоокеанских портов 111 млн т, на 2024 год железнодорожники договорились о вывозе около 100 млн т угля. О квоте на 100 млн т в 2024 году сообщила сама РЖД 26 декабря.
Решение принято в соответствии с мерами правительства по обеспечению стабильной работы угольной отрасли и сбалансированности грузовых железнодорожных перевозок, отмечается в сообщении компании. Большая часть квоты отошла Кемеровской области — 54,1 млн т, более четверти (26,3 млн тонн) — Якутии. Бурятия сможет перевезти в следующем году на восток страны 8,5 млн т, Хакасия — 6,5 млн т, Иркутская область — 3,3 млн т, а Тыва — 0,65 млн т.
«Соглашения направлены на максимальное обеспечение потребности угольных предприятий в вывозе продукции железнодорожным транспортом», — говорится в сообщении РЖД. В подписанных документах «закреплено поквартальное распределение объемов перевозок в восточном направлении исходя из планов проведения ремонтных и строительных работ на инфраструктуре», уточнила компания. В соглашениях отмечается необходимость выработки «оптимальной логистики» для соразмерной загрузки инфраструктуры железнодорожного транспорта в западном и восточном направлениях, ритмичности предъявления грузов к перевозке, исключения случаев непроизводительного нахождения на инфраструктуре порожних вагонов.
Президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин пояснил РБК, что в 2024 году значительно увеличится финансирование работ на Восточном полигоне РЖД, а следовательно и количество объектов, которые будут введены в промышленную эксплуатацию в течение года. «Это ведет к тому, что увеличатся и технологические окна, необходимые для реализации этих объектов», — сказал эксперт. Движение «придется ограничивать», отметил он.
Руководитель рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин предположил, что на восточном направлении могут вырасти поставки нефтегазовых грузов, прежде всего сжиженных углеводородов (СУГ), удобрений и металлопроката. «Все эти грузы выигрывают по рентабельности перевозки у угля, поэтому последнему придется потесниться», — сказал Гришунин изданию.
На уголь приходится 58% грузопотока БАМа и Транссиба и 70% в экспортном грузопотоке, а на уголь «по поручениям» приходится порядка 90% всех его экспортных объемов, писал в ноябре «Коммерсантъ». РЖД неоднократно призывали понизить долю угля на Восточном полигоне, оценивая свои дополнительные доходы в 1 млрд рублей в квартал, если перенести уголь «по поручениям» из третьей категории в общую категорию для угля.