Участники рынка пожаловались на задержки с отгрузкой купленного на бирже бензина
Участники топливного рынка все чаще сталкиваются с задержками со стороны НПЗ при отгрузке купленного на бирже бензина и дизтоплива, а также дефолтами по таким сделкам, выяснил «Коммерсантъ». Наиболее серьезная ситуация складывается по бензинам Аи-95 и Аи-100, отметили источники издания на рынке. Они объяснили задержки нехваткой топлива на НПЗ, дефицитом цистерн и невозможностью РЖД оперативно их принять в некоторых лимитированных направлениях
Участники топливного рынка все чаще сталкиваются с задержками со стороны НПЗ по отгрузке купленного на бирже бензина и дизельного топлива, а также дефолтами по таким сделкам, рассказали «Коммерсанту» источники на рынке. По их оценке, за последние месяцы продлевались почти 10% сделок, при этом наиболее критичная ситуация сложилась по бензинам Аи-95 и Аи-100.
По правилам Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), срок отгрузки биржевого товара не должен превышать 30 дней. Дефолт наступает, если по истечении этого периода покупатель и НПЗ не смогли договориться о продлении сроков сделки.
Бензин Аи-100 на НПЗ уже стоит дороже 100 000 рублей за тонну, а срок отгрузки в ряде случаев превысил два месяца, отметил один из собеседников издания. Систематичное продление сроков поставки происходит по более дорогому товару, а более дешевые объемы «дефолтят», отметил другой.
Один из источников объяснил задержки с отгрузкой физической нехваткой топлива на некоторых НПЗ, невозможностью РЖД оперативно принять цистерны в некоторых лимитированных направлениях и дефицитом цистерн у некоторых НПЗ.
Из крупнейших нефтекомпаний больше всего сделок продлевает «Лукойл», отметили два собеседника издания. По их мнению, Нижегородский НПЗ, где в начале года вышла из строя установка каталитического крекинга, не восстановил в полном объеме производство высокооктановых бензинов и не возобновил продажи Аи-95 на бирже, снабжая в первую очередь АЗС компании. В «Лукойле» на запрос издания не ответили.
Несколько собеседников издания назвали ситуацию со срывами сроков поставок топлива сложной. Наибольший риск связан с ростом оптовых цен, подчеркнул один из них.
В июле биржевая стоимость бензина Аи-95 приблизилась к историческому максимуму, достигнутому в 2023 году. Если 25 июня тонна бензина Аи-95 на СПбМТСБ стоила 60 749 рублей, то 24 июля достигла 75 296 рублей. 12 августа цена бензина Аи-95 держалась на уровне в 74 459 рублей, свидетельствуют данные торгов.
В конце июля «Коммерсантъ» со ссылкой на подсчеты «Петромаркета» писал, что на фоне высоких оптовых цен на бензин Аи-95 операторы АЗС начали терпеть убытки при его продаже. Собеседники издания объяснили резкий рост оптовых цен на Аи-95 тем, что спрос на топливо растет быстрее, чем производство этой марки бензина. «Интерфакс» и «Коммерсантъ» 5 августа сообщили со ссылкой на источники, знакомые с текстом протокола совещания у вице-премьера Александра Новака, что он поручил нефтяным компаниям обратить внимание на необходимость обеспечения достаточного объема поставок бензина марки Аи-95 на биржу, в том числе за счет увеличения производства топлива.