Рынок онлайн-доставки продуктов снизился впервые за два года из-за дефицита кадров
Российский рынок онлайн-продаж товаров повседневного спроса (e-grocery) во втором квартале сократился, это произошло впервые за два года, пишет «Коммерсантъ». В апреле — июне рынок снизился на 3,2% по сравнению с первым кварталом. Главной причиной этого стал дефицит кадров, прежде всего — сборщиков заказов и курьеров, объясняют эксперты
Российский рынок онлайн-продаж товаров повседневного спроса (e-grocery) во втором квартале сократился, это произошло впервые за два года — со второго квартала 2022-го, когда на потребителей повлияло начало «военной спецоперации»*, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Infoline.
В апреле — июне рынок сократился на 3,2% по сравнению с первым кварталом, до 300 млрд рублей. Вместе с тем год к году он вырос на 47%, однако темпы его роста ниже, чем в первом квартале (+55%).
Главной причиной снижения рынка стал дефицит кадров, прежде всего — сборщиков заказов и курьеров, объясняет глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Из-за нехватки кадров операторы e-grocery вынуждены сокращать зоны доставки (например, летом они ограничили доставку в парки) и повышать ее стоимость, чтобы снизить затраты, отмечает эксперт. Нехватка курьеров по России к концу года может вырасти до 300 000 человек, прогнозируют в сервисе доставки Restomania.
Бурмистров указывает на еще один, психологический, фактор снижения рынка — на потребителей повлияло массовое отравление салатом из «Кухни на районе», работа сервиса доставки приостановлена по решению суда.
В Data Insight, которая также проводит исследование рынка e-grocery, наоборот, заявили о его росте на 2,8% к первому кварталу и на 60,1% год к году. Однако Data Insight не рассматривала несрочную доставку продуктов питания через маркетплейсы, за счет которой, по словам Бурмистрова, в том числе и произошло снижение.
По оценкам Infoline, во втором квартале объем заказов продуктов у Wildberries снизился на 22,4% к началу года, у Ozon — на 7,9%, у «Ленты» — на 7,7%, у «Купера» (ранее «Сбермаркет») — на 6,7%, у «ВкусВилла» — на 4%.
В Ozon Fresh, «Купере» и «ВкусВилле» газете заявили, что это связано с сезонным снижением. В Wildberries сообщили, что продажи продуктов выросли год к году.
«Яндекс» намерен начать серийное производство роботов-курьеров, сообщил в мае «Коммерсантъ». Среди условий для этого в компании назвали сближение стоимости доставки с помощью роботов с живыми курьерами. Сейчас в сборке находятся 130 роботов-курьеров, их производство может завершиться до конца года. Роботы-курьеры доставляют заказы в отдельных районах Москвы, а также в Красной Поляне в Сочи, Иннополисе в Татарстане и Мурино в Ленинградской области.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.