«Коммерсантъ» узнал о планах Росавиации отменить льготные тарифы на Дальнем Востоке
Росавиация планирует отменить льготные тарифы за аэронавигационное обслуживание на Дальнем Востоке, узнал «Коммерсантъ». В 2020 году для региона был установлен понижающий коэффициент в 0,01 от ставки сбора. Мера вводилась как временная поддержка перевозчиков в пандемию. Авиакомпании считают, что ее отмена может сказаться на стоимости авиабилетов
Росавиация планирует отменить льготные тарифы за аэронавигационное обслуживание на Дальнем Востоке, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо регулятора от 8 мая в Федеральный профсоюз авиадиспетчеров (ФПАД), с которым ознакомилась редакция.
В марте 2020 года Росавиация ввела для Дальнего Востока понижающий коэффициент в размере 0,01 ставки сбора за аэронавигационное обслуживание для российских пользователей воздушного пространства. Для остальных регионов был введен понижающий коэффициент в размере 0,5 ставки. «Принятые меры по установлению понижающих коэффициентов за аэронавигационное обслуживание воздушных судов российских авиакомпаний позволят снизить себестоимость перевозки. Предварительные оценки экономии финансовых средств российских пользователей воздушного пространства составляют 4,7 млрд рублей», — сообщала тогда Росавиация.
«Коммерсантъ» отмечает, что в апреле ФПАД обратился к Владимиру Путину с просьбой провести «справедливую индексацию» зарплат диспетчеров. В качестве одной из мер предлагалась проработка компенсаций льготных сборов на Дальнем Востоке. В Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК по ОрВД) 11 апреля сообщили газете, что считают действующий уровень ставок аэронавигационных сборов «достаточным для обеспечения деятельности предприятия в рамках посткризисного бюджета».
По итогам 2023 года ГК по ОрВД впервые с 2019 года получила прибыль в 7,9 млрд рублей против убытка 25,5 млрд рублей годом ранее. В 2022 году госкорпорация получила из бюджета 18 млрд рублей господдержки, в 2023 году — 5 млрд рублей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на отчетность компании. Прибыль от продаж за 2023 год — 2,8 млрд рублей. За прошлый год доход ГК по ОрВД от аэронавигационного обслуживания российских перевозчиков вырос на 68%, до 30,7 млрд рублей. Доход от иностранных авиакомпаний за тот же период увеличился на 87%, до 60,5 млрд. В Минтрансе, Росавиации и ГК по ОрВД на запрос газеты не ответили.
В S7 заявили газете, что отмена пониженного коэффициента на Дальнем Востоке может сказаться на стоимости билетов. В перспективе это грозит и сокращением полетной программы на Дальний Восток, где себестоимость перевозок выше, чем в других регионах, добавили в авиакомпании. В «Уральских авиалиниях» также считают, что отмена льгот на аэронавигацию приведет к росту стоимости билетов для нельготных категорий пассажиров и вероятному сокращению объемов перевозок в связи с увеличением доли убыточных рейсов.
В апреле Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила в адрес «Аэрофлота», «Победы», «Уральских авиалиний», NordWind, Smartavia и UTair письма с требованием объяснить ценовую политику авиакомпаний. В ФАС отметили, что россияне стали жаловаться на рост стоимости авиабилетов. В марте ФАС возбудила дело против S7 за неисполнение предписания службы. Перед этим, в конце января, ведомство установило, что авиакомпания в рамках одного подкласса тарифа продает авиабилеты по разной стоимости.
До этого, в конце февраля, Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) направила письмо замглавы ФАС Петру Иванову с жалобой на систематический необоснованный рост аэропортовых тарифов в России. «Установление тарифов по услугам, цены на которые не регулируются государством, производится произвольно, как по их абсолютной величине, так и по частотности их изменений, преимущественно без какой-либо обоснованной связи с реальной себестоимостью каждой из услуг», — сообщал в письме президент АЭВТ Владимир Тасун.