На протяжении семи месяцев динамика погрузки РЖД демонстрирует устойчивое падение. По данным РЖД, погрузка на сети в апреле 2024 года сократилась на 3,6%, до 101,7 млн т, к аналогичному месяцу прошлого года. Суммарно за четыре месяца снижение составило 3,2%, до 397,5 млн т. Грузооборот (погрузка, умноженная на пройденное вагонами расстояние) в прошлом месяце снизился на 4,9% к апрелю 2023 года и составил 211 млрд тарифных тонно-километров, а с учетом пробега вагонов порожняком, грузооборот упал на 5,5%, до 260,1 млрд тонно-километров. С начала 2024 года эти показатели сократились на 6,6%, до 840,2 млрд тарифных тонно-километров, и на 6,9%, до 1041,3 млрд тонно-километров, соответственно.
«Ситуация с погрузкой на протяжении четырех месяцев текущего года находится в красной зоне, — говорит президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин. — Из-за снижения цен на мировых рынках падает отгрузка каменного угля, никак не стабилизируются отгрузки нефти и нефтепродуктов. И, конечно, негативно влияет дефицит инфраструктуры Восточного полигона».
Падение перевозок ожидалось и ранее, но в меньших объемах. В ходе апрельского брифинга заместитель генерального директора РЖД Алексей Шило прогнозировал снижение погрузки на 2,7%, до 102,6 млн т. Нынешняя ситуация — не самое глубокое падение перевозок в современной истории РЖД: во время кризиса 2008-2009 годов снижение в отдельные месяцы превышало 33%.
Снижение погрузки ведет к уменьшению доходов РЖД: по оценке главного стратега инвестиционной компании «Вектор Икс» Максима Худалова, сделанной по просьбе Forbes, потери компании от сокращения перевозок грузов «приближаются к 45-50 млрд рублей недополученной выручки за четыре месяца 2024 года». Для сравнения, по итогам 2023 года выручка РЖД по РСБУ составила 2,61 трлн рублей (плюс 16,4% в годовом выражении), доходы от грузовых перевозок и предоставления доступа к инфраструктуре принесли 2,24 трлн рублей. Согласно финплану компании, в 2024 году монополия ожидает доходов от грузоперевозок в объеме 2,48 трлн рублей.
Уголь не едет на юг
По словам Иванкина из НИЦ «Перевозки и инфраструктура», снижение перевозок каменного угля оказывает самое значительное влияние на результаты РЖД, так как именно это сырье занимает чуть менее 30% в общей погрузке. Погрузка угля в целом по сети по итогам апреля составила 115,1 млн т (минус 5,3% к январю-апрелю 2023 года).
Причиной падения монополия называет низкий спрос на перевозки угля в порты Азово-Черноморского бассейна (АЧБ). По итогам I квартала погрузка угля на экспорт через южные порты упала на 58,3% (минус 4,7 млн т) по причине отсутствия заключенных контрактов на перевалку угля в порту Тамань. Из-за высокого тарифа угольные компании еще в феврале начали снимать заявки и сократили перевалку через терминал ОТЭКО (крупнейший порт в Тамани), добиваясь снижения тарифов. Поскольку в марте и апреле ситуация не изменилась, руководство терминала предложило угледобывающим компаниям и трейдерам переваливать уголь по цене $18 за т. Это более чем в два раза ниже цены на услуги термина в январе 2024 года, когда ставки достигали $38 за т.
Ранее коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов говорил, что РЖД пообещали компании обеспечить доставку угля в адрес терминала на уровне 3 млн т ежемесячно с мая, но монополия это опровергла, сославшись на несоответствии заявления реальным договорам.
По сообщениям СМИ, на текущий месяц в ОТЭКО подтверждены заявки на перевалку всего 0,5 млн т угольной продукции, аналогичный объем «находится в статусе подтверждения». По словам Максима Худалова, на фоне «все еще завышенных» ставок перевалки в портах и стоимости железнодорожной перевозки поставки угля энергетических марок в южном и северо-западном направлениях нерентабельны. Ставка на перевалку угля Новороссийского морского торгового порта составляет менее $14. В портах Дальнего Востока (Владивосток, Находка, Восточный) цена выше — порядка $20.
Южное направление никогда не было традиционным для угля: сырье продолжает «рваться» на осток из-за более короткого железнодорожного плеча и близости рынков сбыта. «Но на восток весь объем угля поставлять трудно, так как свободных провозных мощностей в этом направлении нет», — поясняет Худалов.
Стоимость энергетического угля, на который приходится 85% российского угольного экспорта, упала до минимума с 2021 года. Как писал «Коммерсантъ», в марте энергетический уголь на базисе FOB Восточный подешевел до $89,7 за т против $120 и $162 в марте 2022 и 2023 году соответственно.
Нефть не наливается
Еще одна важная причина снижения — углеводороды. Согласно статистике РЖД, с января по апрель погрузка нефти и нефтепродуктов упала на 2,4%, до 70,4 млн т (минус 2,4%). На это сырье приходится порядка 20% в общей погрузке, подсчитал Forbes, опираясь на данные РЖД за 2023 год и первые четыре месяца 2024 года.
Снижение погрузки коррелирует с объемами производства, а также с совпадает по времени с началом действия ограничения на экспорт топлива. Запрет на вывоз бензина из России действует с 1 марта по 31 августа 2024 года включительно. Такое решение принято правительством в конце февраля «в целях обеспечения энергетической безопасности страны». По последним данным Росстата, в марте производство бензина сократилось на 3,5% по сравнению с февралем и на 7,9% к марту 2023 года.
В апреле Россия сократила экспорт мазута из портов на 24% по сравнению с апрелем прошлого года и на 11% — против уровня марта, до 815 000 баррелей в сутки. Упал и экспорт нафты (бензин прямогонный) по морю — на 20% и 15% соответственно, до 322 000 баррелей в сутки. В апреле также продолжил сокращаться морской экспорт дизеля: показатель упал на 23% по отношению к уровню марта и на 28% — к апрелю 2023 года, до 762 000 баррелей в сутки.
РЖД сообщают также о снижении погрузки руд и рудных материалов — до 35,6 млн т (минус 6,4% к январю-апрелю 2023 года) — из-за ремонтов на крупных российских предприятиях.
Окончание строек
Еще одним значительным фактором падения погрузки стало снижение поставок строительных материалов, в январе-апреле оно составило 14,6%, до 36,1 млн т. На стройматериалы приходится порядка 10% перевозимых грузов. Представитель РЖД объяснял снижение завершением крупных инфраструктурных проектов. Например, потери погрузки стройгрузов на юге связаны с окончанием строительства участков трассы М-12 и обходов крупных городов — Анапы, Волгограда, Грозного, Краснодара, Саратова и других.
Также падение перевозок строительных грузов по железной дороге происходит из-за высоких ставок аренды полувагонов, следует из оценки Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), с которой ознакомился Forbes. В январе-апреле 2024 года ставки аренды полувагонов увеличились на 2-6% со стабилизацией в апреле 2024 года на уровне 2700-3500 рублей в сутки. В 2023 году году цена аренды вагонов колебалась от 1700 до 2800 рублей в сутки.
«Снижение погрузки должно было частично высвободить парк грузовых вагонов и снизить ставки на их предоставление, — комментирует заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук. — Но из-за трудностей с согласованием заявок на перевозки на фоне дефицита инфраструктуры, особенно в восточном направлении, подвижной состав простаивает на путях общего пользования в ожидании разрешений от РЖД. Это привело к росту (ухудшению) оборота вагонов». Оборотом вагона называют среднее время полного производственного цикла — с момента одной погрузки до начала следующей.
Ждать ли стабилизации
В середине марта глава РЖД Олег Белозеров в ходе правительственного часа в Госдуме заявил, что компания планирует до 2030 года ежегодный прирост грузовых перевозок свыше 2%, или почти плюс 200 млн т. В текущем году погрузка на сети РЖД запланирована на уровне 1,26 млрд т, что должно на 1,7% превысить показатели 2023 года, грузооборот по планам вырастет на 3,4%, до 3,4 трлн тонно-километров. По мнению опрошенных Forbes экспертов, результата вряд ли удастся достигнуть.
«Наступление сезона отпусков и массовые перевозки людей к местам отдыха будут оказывать давление на грузоперевозки, так как пассажирские перевозки являются приоритетом», — полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Он отмечает, что так происходит каждое лето, но в этом году ситуация может усугубиться из-за увеличения перевозок угля в сторону юга на фоне снижения ставок на перевалку в портах АЧБ.
По мнению Иванкина из НИЦ «Перевозки и инфраструктура», в ближайшие месяцы ценовая конъюнктура на внешних рынках не изменится и динамика погрузки останется в красной зоне. С ним согласен и Худалов из «Вектор Икс», который считает, что до начала зимы 2024-го цены на уголь вряд ли значимо поднимутся, так как в летний период традиционно снижается потребления электроэнергии в Евросоюзе. В дальнейшем, если возникнет необходимость, по его словам, Европа может использовать природный газ, цены на который резко упали из-за развития возобновляемых источников энергии. «На этом фоне дешевеет и прокат, и удобрения. Пока говорить о росте не приходится. Сырьевые рынки демонстрируют понижательную тенденцию», — резюмирует эксперт.