С 1 марта вступает в силу опубликованное накануне постановление правительства о запрете на экспорт бензина сроком на полгода. Еще одно постановление увеличивает минимальные объемы продаж дизельного топлива на биржевых торгах с существующих 12,5% до 16%. «Принятые решения направлены на поддержание стабильной ситуации на топливном рынке в период повышенного спроса, связанного с весенними полевыми работами, сезоном отпусков и плановым ремонтом нефтеперерабатывающих заводов», — говорится в пояснении.
Информация об этих мерах просочилась в прессу за несколько дней до публикации документов, в материалах СМИ были некоторые подробности, например о том, что решения приняты после письма вице-премьера Александра Новака председателю правительства Михаилу Мишустину, в котором он сообщил об ожидаемом наступлении повышенного спроса на топливо. Сам же Новак 28 февраля говорил, что запрет экспорта связан в том числе с ситуацией вокруг Нижегородского НПЗ, где в начале месяца произошла аварийная ситуация и вышел из строя компрессор. Он также уточнил, что правительство не рассматривает возможность запрета экспорта дизельного топлива. «Дизеля производится в стране в два раза больше по сравнению с потреблением, здесь ситуация стабильная, график поставок сельхозпроизводителям, регионам — [осуществляется] по заявкам потребителей», — сказал Новак.
Запрет на экспорт бензина и летнего дизельного топлива действовал в прошлом году. Он был введен с 21 сентября. Запрет на экспорт бензина был отменен 17 ноября, а дизельного топлива — 23 ноября. По данным Росстата, в 2023 году в России было произведено 44 млн т автомобильного бензина, на 3,9% больше, чем в 2022 году.
Перестраховка
Собеседники Forbes отмечают, что нынешний запрет экспорта бензина отличается от прошлогоднего, принятого в разгар топливного кризиса. Сейчас же никакого кризиса нет, так что решение правительства можно считать перестраховкой. «Предложение бензина в настоящее время и так по различным оценкам превышает объем внутреннего спроса, — говорит аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко. — Мы потребляем примерно 90% или даже менее того бензина, который производим. Стоит также помнить и про запасы, составляющие, по заявлениям Минэнерго, почти 2 млн т бензина и почти 4 млн т дизельного топлива, которых более чем достаточно для удовлетворения спроса. Поэтому признаков топливного кризиса в настоящее время действительно не наблюдается».
«Принятые меры носят скорее превентивный характер и призваны исключить дополнительное влияние на цены таких факторов, как возможный дефицит или сокращение коммерческих запасов топлива в стране, — соглашается старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. — Ограничение экспорта бензина и увеличение нормы продаж дизтоплива на бирже приведет к формированию профицита моторного топлива в стране, будет сдерживать рост биржевых цен, а в долгосрочной перспективе обеспечит дальнейшую коррекцию цен у мелкооптовых и среднеоптовых поставщиков. При этом после аварии на Нижегородском НПЗ уже наблюдается общая тенденция к сокращению бензинового экспорта, который, по последним данным, упал в январе почти на 37% к январю 2022 года, что обеспечило 7%-ный рост поставок топлива на внутренний рынок».
«На данный момент нет никаких признаков кризиса на топливном рынке России, так что действия на опережение могут сыграть свою роль в поддержке стабильности цен в перспективе высокого сезонного спроса, — добавляет аналитик «Цифра брокер» Наталия Пырьева. — Вместе с тем реализация этой меры не станет проблематичной для нефтяников, поскольку переработка в последнее время несколько просела».
Могло быть хуже
Хотя топливного кризиса в данный момент нет, рынку есть от чего страховаться, считают собеседники Forbes. По их мнению, существует ряд факторов, работающих на то, что цены могут вырасти в будущем. Один из них — спекулятивная торговля. Запрету на экспорт бензина предшествовал заметный рост его биржевых цен. По данным Росстата, хотя выпуск бензина практически не снизился в январе 2024 года по сравнению с январем 2023 года, составив 3,8 млн т, цены на него по сравнению с первым месяцем прошлого года поднялись на 7,8%. Биржевые цены на бензин АИ-92 выросли за январь на 26,3%, до 51,13 рубля за литр, АИ-95 — на 24,2%, до 54,51 рубля за литр.
«Биржевые цены в январе выросли, в частности, из-за опасений прилета дронов, но также из-за того, что на нижегородском НПЗ «Лукойла» вышла из строя импортная технологическая установка, которую не так просто заменить, и появились опасения, что могут быть и другие аварии такого рода, — говорит эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. — И это был повод, чтобы играть на повышение стоимости бензина на бирже».
«На цены, безусловно, негативно повлияли ремонты на НПЗ «Роснефти» и «Лукойла», — добавляет аналитик Дудченко из «Финама». — Но, по всей видимости, главной причиной роста цен были действия спекулятивного характера. Впоследствии причиной роста могли стать, конечно, и рыночные ожидания участников относительно плановых ремонтов на НПЗ и роста сезонного спроса, то есть как раз те самые официальные причины, по которым и вводится запрет на экспорт».
Есть и причины опасаться дефицита, хотя риски здесь не так высоки. «Весной, особенно в апреле-мае, НПЗ действительно уходят на ремонты, а спрос на бензин растет, — констатирует независимый эксперт Алексей Кокин. — Это может оказать давление на цены». Однако в этом году выпуск бензина не снижается по сравнению с 2023 годом, а в последние четыре недели, наоборот, заметен рост год к году, уточняет Кокин.
Временная мера
Некоторые из собеседников Forbes ожидают, что запрет будет снят довольно быстро. «Не стоит исключать, что эта мера продержится меньше чем полгода», — полагает Дудченко из «Финама». По его мнению, на такую возможность намекают и слова Александра Новака. «Мы всегда можем свои решения скорректировать в зависимости от наполнения рынка. Это нормальный инструмент для того, чтобы регулировать баланс [спроса и предложения]», — говорил вице-премьер.
«Меру могут отменить в любой момент, это вполне вероятно: в случае, если все НПЗ восстановят стабильные объемы переработки и будет формироваться профицит, экспорт будет возвращен в привычное русло, — прогнозирует Пырьева из «Цифры брокер». — Это важно, потому что длительное вынужденное сокращение переработки могло бы заставить компании снижать добычу, а в дальнейшем сжатие активности в добывающей и перерабатывающей отраслях сказалось бы и на смежных отраслях, и на экономике страны в целом».
Временный запрет экспорта бензина также не должен повредить нефтяным компаниям, считают собеседники Forbes. «Бензин не является ключевой статьей товарного экспорта, более 90% производимых объемов потребляется внутри страны, эффект от его дальнейшего сокращения будет ограничен: по нашим оценкам, суточный объем поставок бензина за рубеж может сократиться на 60 000–80 000 баррелей в сутки, что не должно существенно повлиять на динамику экспортных доходов, — говорит Блохин из Альфа-банка. — Выпадающие объемы экспорта вполне могут быть замещены наращиванием поставок нафты за рубеж».
«Часть бензина, которая не пойдет на экспорт, пойдет на внутренний рынок, а часть, возможно, будет замещена, например нафтой или сырой нефтью, — согласен Митрахович из Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности. — Компании могут уменьшить выработку бензина на своих НПЗ и увеличить производство других нефтепродуктов».
«Вот запрет на экспорт дизеля был радикальной мерой, так как это основный экспортный нефтепродукт», — добавляет независимый эксперт Алексей Кокин. «Но в отношении дизельного топлива вводится другая мера, а именно увеличение объемов реализации на биржевых торгах с 12,5% до 16%, что выглядит вполне оправданным и уместным», — резюмирует Дудченко из «Финама».