Цены на моторное топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) росли почти четыре недели подряд в марте, вскоре после начала весенних полевых работ. Однако в апреле тренд развернулся.
Так, цена на бензин Аи-92, который подорожал более чем на 16% с 46 916 рублей за тонну 11 марта до 54 631 рубля 4 апреля, во вторник, 9 апреля, опустилась с прежнего пика почти на 7% — до 50 989 рублей. Аналогично повели себя и цены на бензин Аи-95, поднявшиеся за тот же период с 58 679 рублей за тонну до 64 091 рубля, а затем упавшие до 60 747 рублей, и дизельное топливо, подорожавшее с 59 962 рублей до 64 415 рублей и затем подешевевшее до 63 551 рубля.
Статистика Росстата за апрель пока не опубликована, но, по уже имеющимся данным, в марте цены на моторное топливо на АЗС также росли. С 11 по 31 марта цены на бензин Аи-92 на автозаправках России выросли на 0,15%, до 50,62 рубля за литр, на Аи-95 — на 0,15%, до 55,3 рубля за литр, на дизельное топливо — на 0,24%, до 64,9 рубля за литр.
Росту не помешало решение правительства ввести с 1 марта полугодовой запрет на экспорт бензина и увеличить поставки на биржу дизельного топлива.
Пока неизвестно, насколько серьезно повлияли на объемы производства моторного топлива атаки беспилотников на НПЗ. По подсчетам Reuters, они вывели из строя с начала года около 14% мощностей по первичной переработке нефти в России. Росстат пока не публиковал данные о производстве моторного топлива за март. В январе — феврале 2024 года резкого падения не отмечено. Производство бензина даже выросло на 2,1% к тому же периоду прошлого года, до 7,5 млн т, дизельного топлива — снизилось на 0,4%, до 14,6 млн т.
По оценке независимого эксперта Леонида Хазанова, годовое потребление дизельного топлива в России составляет 50-51 млн т, бензина — 35-36 млн т. Их выпуск, отмечает Хазанов, зависит не только от уровня спроса, но и от плановых ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах, проводимых весной и осенью. Обычно, говорит эксперт, ежемесячно производится порядка 7,6-7,8 млн т дизельного топлива и 3,5-3,8 млн т бензина, но во время ремонтных работ уровень их выпуска может уменьшиться до 6,5-6,9 млн т и примерно 3 млн т соответственно.
В 2023 году производство дизельного топлива в России увеличилось по сравнению с 2022 годом на 3,4%, до 88 млн т, бензина — почти на 2,8%, до 43,8 млн т. По оценке руководителя направления Центра макроэкономического анализа и регионального прогнозирования Россельхозбанка Натальи Худяковой, в прошлом году объемы ежемесячного потребления дизельного топлива в российском сельском хозяйстве должны были составить 4,6 млн т, бензина — 0,7 млн т.
Что произошло с ценами
Рост цен в марте связан с сезонным ростом спроса на бензин как в частном секторе, так и в сельском хозяйстве, сказал Forbes главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов. Вдобавок, по его словам, неизбежны перебои в связи с повреждениями на НПЗ.
Кроме начала весенних полевых работ, во время которых аграрии увеличивают закупки бензина и дизельного топлива, подталкивая цены к росту, могли возникнуть и опасения относительно возможной нехватки топлива из-за атак украинских беспилотников на ряд нефтеперерабатывающих заводов, говорит Леонид Хазанов. Кроме того, добавляет он, могли возникнуть и сложности с перевозкой топлива по отдельным железнодорожным маршрутам, по которым идут составы с другими грузами.
Конечно, свою роль сыграли опасения бизнеса по поводу стабильности поставок на внутренний рынок, комментирует мартовский рост цен ведущий аналитик «Цифра брокера» Даниил Болотских. В то же время, полагает он, рост цен на нефтепродукты мог последовать и за ростом нефтяных цен. В марте росли международные цены на нефть, и Brent прибавила около 6%, напоминает Болотских.
Снижение цен с 5 апреля, полагает Хазанов, могло быть обусловлено как небольшим сокращением спроса, так и появившимися новостями о прошедшем заседании штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов под председательством вице-премьера Александра Новака. «Хотя нет подробной информации, приняты ли на нем какие-либо решения, тем не менее участники рынка могли отреагировать на него пересмотром цен», — считает Хазанов.
Российские НПЗ должны справиться
В 2024 году полевые работы в стране начались во второй декаде февраля. На заседании правительства 21 марта министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев сообщил, что для стабильного обеспечения сезонных полевых работ топливом Минсельхоз договорился с Минэнерго о необходимых объемах поставок с марта по ноябрь.
Зампред правительства Александр Новак провел 2 апреля заседание штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов с участием руководителей нефтяных компаний, представителей Минэнерго, ФАС, Минсельхоза, РЖД и СПбМТСБ. По данным Минэнерго, на заседании отмечалось, что запасы бензинов и дизельного топлива остаются стабильно высокими, а представители нефтяных компаний говорили об улучшении ситуации с доставкой топлива потребителям по железной дороге. На заседании Новак поручил нефтяным компаниям отдавать приоритет поставкам топлива на внутренний рынок. А Минэнерго, ФАС и Минсельхозу было поручено проанализировать цены посредников при продаже дизеля аграриям в различных регионах.
Россия планирует нарастить переработку нефти с текущих уровней, чтобы обеспечить внутренний рынок, сообщил журналистам Новак. Он отметил, что у страны есть потенциал роста переработки за счет свободных мощностей НПЗ.
Российские компании обладают всеми необходимыми компетенциями для проведения ремонтов НПЗ, получивших повреждения, сказал другой вице-премьер, глава Минпромторга России Денис Мантуров. «Ремонты на заводах идут. Мы планируем вывести ряд НПЗ из ремонтов в апреле-мае, может быть, до начала июня», — добавил министр энергетики Николай Шульгинов. Новак оценил объем нефтепереработки в России в 2023 году в 275 млн т. По словам Худалова из «Вектора Икс», в стране существуют мощности, позволяющие переработать 328 млн т нефти в год. «Сколько из них задействовать под бензин и дизельное топливо, зависит от оперативного решения управляющих конкретными заводами», — считает эксперт и напоминает, что в прошлом году загрузка российских НПЗ составила лишь 80%.
Российские нефтеперерабатывающие предприятия продолжают работать в привычном для них режиме, естественно, с учетом произошедших и возможных атак украинских беспилотников, утверждает Хазанов. «Ждать масштабного дефицита бензина и дизельного топлива после недавних атак, на мой взгляд, не стоит: несмотря на нанесенные повреждения отдельным заводам, отечественный нефтегазовый комплекс способен полностью закрыть потребности внутреннего рынка России», — говорит эксперт.
«Когда Новак говорит о резервных мощностях, речь идет не только о крупных НПЗ, но и о более мелких установках, которые готовы дать топливо низкого экологического класса, — считает Худалов из «Вектора Икс». — Существует много установок первичной перегонки нефти, которые можно запустить в критической ситуации, но, разумеется, такое топливо не соответствует действующим экологическим стандартам. Тем не менее в критической ситуации такое решение может быть принято, что позволит насытить рынок».
На наш взгляд, проблем с насыщением внутреннего рынка в обозримом будущем возникнуть не должно, согласен Болотских из «Цифра брокера». «С 1 марта на полгода введен запрет на экспорт бензина, а Reuters оценивал итоговый аварийный простой в марте на уровне 14%, что не должно существенно отразиться на ценах, — считает эксперт. — Также ближе к лету простой НПЗ из-за плановых ремонтов постепенно снижается, поэтому в начале апреля мы видим некоторое снижение биржевых цен на топливо».
Менее оптимистичен старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. В данный момент наблюдается сдержанный сезонный рост потребления автомоторного топлива, и оценить, насколько текущих мощностей хватит в период пикового спроса, пока достаточно сложно, сказал он Forbes. «Нет гарантии, что в среднесрочной перспективе не выпадут еще какие-нибудь мощности отдельных предприятий, что наглядно демонстрирует пример Орского НПЗ, — говорит Блохин. — Хотя его номинальная мощность составляет 6 млн т нефти в год, что немногим более 2% от объемов российской переработки за 2023 год, в новой реальности остановка такого предприятия может нести существенные риски для внутреннего рынка».
По словам Блохина, также трудно оценить реальное влияние подобных инцидентов на биржевые цены с развертыванием полевых работ и в разгар сезона летних отпусков, когда спрос на топливо существенно вырастет. «На фоне вступления в силу запрета на экспорт бензина ситуация, возможно, частично стабилизируется, — говорит Блохин. — В отличие от дизеля бензин, конечно, не является основной статьей внешней торговли: в декабре его экспорт составил порядка 18% от объемов производства, которые после аварии на Нижегородском НПЗ в начале года были частично перенаправлены на внутренний рынок. Поэтому запрет на его экспорт вряд ли сможет существенным образом повлиять на топливный рынок, оказав опосредованное влияние на внутренние поставки. Тем не менее, судя по динамике оптовых цен на бензин за последние дни марта, можно в определенной степени рассчитывать если не на снижение, то как минимум на замедление их роста во втором квартале 2024 года».