К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

На бреющем: почему падает спрос на перелеты бизнес-джетами

Фото Станислава Красильникова / ТАСС
Фото Станислава Красильникова / ТАСС
Трафик бизнес-авиации в 2023 году сократился на треть по сравнению с предыдущим годом, в европейском рейтинге WingX за два года Россия опустилась с 6-го на 13-е место. На рынке возросли цены, снизилось предложение, состоятельные пассажиры пересаживаются на регулярные рейсы, чтобы сэкономить. При этом операторы отмечают, что клиенты деловой авиации помолодели, для полетов открылись новые направления, а у тех, кто продолжает летать в европейские страны на бизнес-джетах, набрала популярность услуга «иностранец на борту», позволяющая россиянам обойти запреты и ограничения. Как меняется рынок путешествий на частных самолетах — в материале Forbes

В минувшем году трафик российской бизнес-авиации упал на 32% по сравнению с 2022-м и на 71% по сравнению с 2021-м, по данным WingX. По числу перелетов частных самолетов в европейском рейтинге Россия переместилась на 13-е место, уступив Нидерландам, Бельгии и даже Португалии. В том же рейтинге в 2021 году наша деловая авиация занимала 6-е место, тогда было зафиксировано 31 619 вылетов в год. 

Иностранец напрокат

Спрос на путешествия частными самолетами значительно снизился, но число операторов сократилось гораздо сильнее, поэтому доля рынка тех, кто остался, увеличилась, рассказал Forbes Николай Якубенко, основатель и генеральный директор «СкайЭктив». Раньше деловая авиация в России использовала чартерные борта нескольких сотен компаний, в основном иностранных, сейчас — не больше 20-25, говорят авиаэксперты. 

Доступных бизнес-джетов в 2023 году у операторов прибавилось, но в некоторых классах их все равно не хватает, и одна из причин — сложности с ремонтом и логистикой запчастей, уточняет Якубенко. «В прошлом году уже не было такого ажиотажного спроса и дефицита самолетов, как 2022-м», — добавляет он.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Клиентов у бизнес-авиации тоже стало заметно меньше: кто-то уехал из страны, негативно на спросе сказываются усложнившиеся маршруты и возросшие цены. Например, рейсы в Европу подорожали в два-три раза: состоятельным пассажирам приходится добираться в европейские города через Стамбул, Ереван или Дубай (иногда — через Баку или Уральск). Там путешественникам придется пересесть в бизнес-класс регулярного рейса или на другой джет.

Чтобы россиянин мог зафрахтовать бизнес-джет в Европу за рубежом, и это не вызывало вопросов, главным пассажиром на рейсе иногда оформляется человек с иностранным паспортом. В 2023 году стала популярной услуга «иностранец на борту», рассказывает директор по развитию бизнеса JETVIP Максим Манаенков. Для клиентов, которые летят, например, из Стамбула в Милан, авиаброкеры нанимают человека с иностранным гражданством, его заявляют как главного пассажира, и борт без проблем добирается до пункта назначения, объясняет эксперт. Часто такие услуги, по его словам, оказывают бортпроводники, это для них сейчас существенная подработка — за рейс можно дополнительно получить €2500-3000.

 

«Несмотря на все сложности, россияне продолжают летать в Европу: у нас очень много богатых людей, причем их фамилии мало кому известны», — замечает Манаенков. Клиенты деловой авиации — это обычно мужчины 35-50 лет, владельцы крупного бизнеса, изредка — топ-менеджеры компаний. У них есть недвижимость за рубежом, заказывают бизнес-джеты они от одного до пяти раз в месяц и в основном используют их для деловых перелетов внутри России или по Европе.

В последнее время пассажиры деловой авиации помолодели, появились 22-25-летние заказчики, которые могут себе позволить потратить 10 млн рублей на перелет из Москвы в Дубай. Причем это не дети богатых родителей, а модные блогеры, IT-предприниматели, основатели фешен-брендов, отмечают эксперты.

В Багдад вместо Вильнюса 

На новогодние каникулы 2024 года трафик по России был на 20% больше, чем в 2023-м, клиенты чаще летали в Сочи, у многих там появилась недвижимость, поясняет директор по продажам Leading Charter Technologies София Турышева. В течение 2023 года, по ее словам, деловых перелетов внутри страны тоже было больше — руководители компаний активнее посещали свои предприятия или их филиалы на Урале, в Сибири, Мурманской области.

 

«Еще недавно мы выполняли 60% рейсов за границу и 40% по России, сейчас все наоборот, — отмечает коммерческий директор «Вельталь-авиа» Денис Меньших. — Из новых направлений в 2023 году у нас появились Ирак и Оман, туда бизнесмены летали в деловые поездки». Два года назад у клиентов «Вельталь-авиа» самыми востребованными были рейсы на бизнес-джетах в Латвию, Литву, Италию и Черногорию. 

Зимой среди отпускных направлений в топ вошла Азия, прежде всего Таиланд, рассказывает Турышева. По ее словам, раньше в Шанхай и Гонконг ездили только по работе, а теперь еще и на отдых. «Каждый третий наш клиент попал в санкционный список ЕС, США или других стран, они ищут альтернативные места для отпуска», — поясняет она. Растет спрос на перелеты в Узбекистан, в частности в Самарканд, Казахстан и Азербайджан, — и по делам, и на отдых. 

Шумный Дубай многим надоел, и на новогодние праздники некоторые клиенты улетали на тихие пляжи в Бахрейн, Оман и Кувейт, большим спросом пользуется Латинская Америка, отмечает Турышева. Сен-Барт, Сен-Мартен, Карибы — раньше это были курорты для миллиардеров уровня Романа Абрамовича, теперь туда поехали состоятельные клиенты совсем не из списка Forbes, говорит она.  

Пассажиры бизнес-авиации все так же активно фрахтуют самолеты на крупные события — Питерский экономический форум или «Формулу-1» в Монако, отмечает Манаенков. По его словам, стали чаще летать в Сочи круглый год — поиграть в казино, покататься на горных лыжах. 

Маршрутка до Женевы

Для деловой авиации довольно удачным был 2021 год, число заказчиков тогда выросло на 23%, вспоминает авиаэксперт и основатель портала BizavNews Дмитрий Петроченко. Из-за ковидных ограничений появились новые клиенты, авиакомпании и брокеры надеялись на дальнейший рост рынка. Однако когда возобновились регулярные перелеты, произошел естественный отток новых клиентов, для российских путешественников усложнились маршруты, полеты подорожали из-за санкций и ограничений. Даже постоянные клиенты операторов стали пересаживаться в премиальные классы обычных рейсов, чтобы сэкономить. 

 

Цена перелета на бизнес-джете из Москвы в Ниццу, для примера, выросла почти в три раза. Раньше этот маршрут был прямым и мог обойтись в €45 000-55 000 в одну сторону на самолете Legacy 600. Сейчас приходится лететь с пересадкой, цена только до Стамбула — €75 000-85 000, оттуда — еще €35 000-40 000 до Ниццы (всего придется заплатить €110 0000-125 000), по данным брокера JETVIP. 

В 2022 году возрос спрос на джет-шеринг — перелеты, на которых пассажиры вместо всего самолета выкупают отдельные места в нем. Только за неделю с 21 по 28 сентября кресла в 14-местных бортах продавались за 40 минут, вспоминает София Турышева. Тогда компания ежедневно отправляла по три-четыре рейса в Дубай. 

Сейчас шеринг не так востребован, на него приходится 5-7% всех перелетов бизнес-авиации, говорит авиаэксперт Дмитрий Петроченко. Хорошо, если продается один из десяти выставленных на продажу рейсов, уверяет Манаенков. По его словам, шеринг чаще всего организуют, когда в расписании авиакомпании образовывается так называемый Empty Leg — пустой перелет до следующих пассажиров, и, поскольку он жестко ограничен датой, собрать людей на такой рейс непросто. 

Директор по маркетингу маркетплейса GetJet Ольга Ракул рассказала, что спрос на услугу все же есть: каждый месяц компания собирает четыре рейса по программе джет-шеринга и перевозит от 32 до 40 человек. Среди популярных направлений — Мальдивы, Дубай, Ницца, города Италии. Если лететь на джете до Стамбула, а оттуда — в Женеву или Шамбери, цена со стыковкой в одну сторону — 1,4 млн рублей. «Одна из причин, по которой клиенты выбирают шеринг, это нетворкинг и бизнес-знакомства на борту, ведь сейчас время великих и нестандартных коллабораций», — уверяет Ракул.

 

Себестоимость летного времени на бизнес-джетах выросла на 30-40% из-за дорогих запчастей и логистики — возить их приходится через третьи страны, объясняет Меньших. «На нашем типе самолета, шестиместном Hawker, летный час обходится около 500 000 рублей, если клиент летит туда-обратно, — объясняет он. — А если в одну сторону, ему все равно придется оплатить пустой рейс обратно». 

Поскольку летное время на южных направлениях увеличилось, вырос и ценник. Например, перелет в Стамбул в одну сторону обойдется в 10 млн рублей, ведь экипажу придется пилотировать самолет с возвращением в Россию в общей сложности 10 часов. Если это деловая поездка и заказчик летит на один-два дня, борт ждет его в аэропорту, цена «ночевки» — 400 000 рублей, за это клиент платит отдельно, как и за питание и обслуживание в терминале частной авиации, объясняет Меньших.

Одна из главных проблем деловой авиации — рост стоимости перевозки, замечает Петроченко. «И если на безальтернативных направлениях спрос в 2024 году, скорее всего, будет выше среднего, то там, где есть регулярные рейсы с премиальными классами, отток пассажиров будет продолжаться, — полагает он. — Однако по прогнозам аналитиков, в этом году в целом мы должны получить прибавку в трафике на 10-12%». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+