Все, кроме одного, основатели железнодорожного оператора Globaltrans решили продать свои доли казахстанскому бизнесмену Кайрату Итемгенову. После закрытия сделок ему будет принадлежать почти 32% группы, еще 56% акций находятся в свободном обращении. Ключевые активы Итемгенова не связаны с логистикой: он владеет крупной сетью аптек в Казахстане, гостиницами в Москве и Алма-Ате
Четверо из пяти основателей одного из крупнейших частных железнодорожных операторов Globaltrans решили продать свои доли казахстанской Aqniet Capital, бенефициаром которой является бизнесмен Кайрат Итемгенов. Об этом говорится в заявлении на сайте компании.
Aqniet уже получила 26,19% акций, выкупив доли Никиты Мишина, Константина Николаева и Сергея Мальцев, которыми они владели через фирмы Onyx Investments, Mapple Valley Investments и Goldriver Resources соответственно. Также казахстанская компания заключила обязывающее соглашение о покупке 100% фирмы Litten Investments Александра Елисеева и доли другого «несвязанного акционера».
После закрытия всех сделок Итемгенову будет принадлежать «31,62% выпущенного акционерного капитала и соответствующих голосующих акций» Globaltrans, указано в релизе. Еще 56% акций компании находятся в свободном обращении.
Основные активы бизнесмена, который занимает 25-е место в списке Forbes богатейших людей Казахстана (состояние $323 млн), не связаны с логистикой. Итемгенов владеет одной из крупнейших в республике аптечных сетей Europharma и сетью аптек в регионах Arzan Pharm, отелями Movenpick и Pana в Москве и гостиничным комплексом Жетысу в Алма-Ате. Также предпринимателю принадлежит компания, специализирующаяся на строительстве и ремонте энергетических объектов KBI Energy. В логистической отрасли у него есть Satti Logistics, которая занимается доставкой грузов автотранспортом.
«Данная инвестиция представляет для меня уникальную возможность диверсифицироваться в привлекательную отрасль и стать крупным акционером в компании с устойчивой бизнес-моделью, отличными перспективами и значимой позицией на рынке, а также с высоким уровнем корпоративного управления», — отметил Итемгенов, чьи слова приводятся в релизе.
Из капитала Globaltrans не выходит только Андрей Филатов, которому принадлежит 11,5% акций через фирму Marigold Investments. В разговоре с «Коммерсантом» основатель заявил, что «не планирует и никогда не планировал» выходить из бизнеса Globaltrans. «Инвестирование в российскую экономику, в том числе в транспортный сектор, — ключевое направление в моей работе», — отметил Филатов, выразив уверенность, что «приход нового акционера продолжит укрепление позиций компании на российском рынке железнодорожных перевозок».
Сергей Мальцев, который занимает пост председателя совета директоров, перестав быть акционером, намерен остаться в компании и номинироваться в новый состав совета после редомициляции с Кипра в свободную экономическую зону в Абу-Даби. Итемгенов одобрил желание Мальцева переизбираться в совет директоров, указав, что «намерен его в этом поддержать». По словам источника «Коммерсанта», знакомого с планами нового акционера, свои посты также сохранят гендиректор Валерий Шпаков, глава входящего в Globaltrans «Балттранссервиса» Кирилл Прокофьев и другие топ-менеджеры.
Александр Елисеев не впервые продает активы в транспортной сфере. В апреле прошлого года источники РБК сообщили, что бизнесмен ведет переговоры о продаже 61% акций автомобильного грузоперевозчика Globaltruck группе «Монополия». Собеседники РБК отметили, что обсуждение продажи шло с середины 2022 года. Несколько дней спустя «Монополия» объявила, что намерена выкупить 75% Globaltruck и провести делистинг бумаг с Мосбиржи. В рамках сделки стоимость всей компании будет оценена почти в 5 млрд рублей, говорилось в релизе.