«Коммерсантъ» узнал об исчерпании бюджета ФНБ на выкуп самолетов у лизингодателей
Зарезервированные в ФНБ 300 млрд рублей под выкуп самолетов у иностранных лизингодателей почти закончились, выяснил «Коммерсантъ». По данным газеты, в бюджете на эти цели осталось только 3,5 млрд рублей. Всего сейчас выкуплены 150 самолетов, из которых 86 приходится на группу «Аэрофлот», получившую, по расчетам издания, из ФНБ как минимум 250 млрд рублей
Зарезервированные в Фонде национального благосостояния (ФНБ) средства, выделенные на сделки по переоформлению самолетов иностранных лизингодателей, практически исчерпаны, пишет «Коммерсантъ». По данным газеты, в бюджете на эти цели осталось только 3,5 млрд рублей.
Всего сейчас у иностранных лизингодателей выкуплены 150 самолетов, из которых 86 приходится на группу «Аэрофлот» (входят авиакомпании «Аэрофлот», «Россия», «Аврора» и «Победа»), получившую из ФНБ 250–270 млрд рублей, пишет «Коммерсантъ».
22 декабря «Аэрофлот», S7 Airlines и «Уральские авиалинии» сообщили об урегулировании споров с лизингодателями в отношении нескольких самолетов иностранного производства. В результате лизингодатели прекратили свои требования к российской стороне по 28 самолетам «Аэрофлота», 45 самолетам и четырем авиадвигателям S7 Airlines и 19 самолетам «Уральских авиалиний», сообщили в пресс-службах авиакомпаний. В каждой сделке принимала участие страховая компания НСК, которая выплачивала суммы урегулирования. В результате самолеты перешли в собственность ее дочернего предприятия, подконтрольного Росавиации «НЛК-Финанс».
По информации «Коммерсанта», сумма сделок по самолетам для S7 Airlines с учетом собственных средств авиакомпании (34 млрд рублей из чистой прибыли за 2022 год) составила 40–50 млрд рублей, для «Уральских авиалиний» — 30 млрд рублей, из которых 13,5 млрд рублей авиакомпания выплатила из чистой прибыли за 2022 год. Помимо названных перевозчиков, еще одной авиакомпанией, которой удалось согласовать условия сделок по трем Airbus на 9 млрд рублей, стала чартерная iFly, которая пока не получила средства из ФНБ.
Как утверждают источники «Коммерсанта», оставшиеся средства могут быть использованы на выкуп самолетов «Аэрофлота», даже если лимит в 300 млрд рублей будет превышен. В Минтрансе, Росавиации и авиакомпаниях от комментариев отказались.
На выкуп самолетов у иностранных лизингодателей правительство выделило из ФНБ около 300 млрд рублей, сообщил в марте министр транспорта Виталий Савельев. По данным источников «Ведомостей», в рамках «сделок по урегулированию» используется схема, не нарушающая санкции Запада: средства из ФНБ поступают на счета российских авиакомпаний, потом на счета контрагента в нейтральной стране, затем в депозитарный центр страны регистрации зарубежной лизинговой компании и после этого — на счета зарубежного лизингодателя, владеющего самолетом. Авиакомпании получали из ФНБ средства в качестве льготного займа по ставке 1,5% на 15 лет, пишет «Коммерсантъ».
В середине ноября «Аэрофлот» сообщил о сделках страхового урегулирования по четырем иностранным самолетам. В авиакомпании тогда сообщили, что рассчитывают до конца 2023 года завершить страховое урегулирование с иностранными лизингодателями по 61 самолету иностранного производства. Это, по словам главы группы Сергея Александровского, позволит вывести авиалайнеры из иностранного реестра, чтобы использовать их на зарубежных рейсах без риска ареста из-за санкций ЕС и США.