Минфин США оценил ущерб России от «спецоперации» на Украине в 5% ВВП
«Спецоперация» на Украине и санкции Запада «ставят российскую экономику под значительное экономическое напряжение», говорится в отчете Минфина США, с проектом которого ознакомилась FT. Экономисты ведомства считают, что если бы не эти факторы, ВВП России был бы на 5% больше
Проводимая Россией «военная спецоперация»* на Украине наносит ущерб российской экономике, ведет к росту внутренних потребительских цен и вынуждает Москву тратить треть своего бюджета на оборону, говорится в проекте отчета Минфина США, с которым ознакомилась Financial Times. Документ с оценкой финансовых последствий «спецоперации» для России будет опубликован в блоге на сайте Минфина США 14 декабря.
Cочетание «спецоперации», санкций Запада и ответных действий Москвы «вызывает в российской экономике значительное экономическое напряжение», отметила в нем главный экономист Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США Рэйчел Лингаас. По ее мнению, конфликт с Украиной и присоединение новых территорий «способствовали быстрому росту расходов, обесцениванию рубля, увеличению инфляции и напряженности рынка труда, отражающей потерю рабочей силы» в российской экономике. Если бы «спецоперации» не было, экономика страны была бы на 5% больше, чем сейчас, добавила Лингаас.
По оценкам Минфина США, Россия потратила на оборону более $100 млрд — почти треть от общих запланированных расходов на 2023 год. В результате, по мнению ведомства, Кремлю пришлось отказаться от запланированного повышения зарплат некоторых категорий госслужащих, несмотря на инфляцию в 7,5%, намного опережающую целевой показатель ЦБ в 4%. В 2024 году, согласно утвержденному бюджету, правительство потратит 14 трлн рублей на оборону и силовые органы — это 38% от всех бюджетных расходов.
В документе Минфина отмечается, что потолок цен на российскую нефть вкупе с эмбарго ЕС на морские поставки нефти из России «помогли сократить экспортные доходы Москвы и заставили российских экспортеров предлагать значительные скидки». А совокупность западных санкций вынуждает Россию прибегать к «дорогостоящей перестройке своих цепочек поставок для импорта замещающих товаров более низкого качества». В Минфине США сообщили, что эмиграция из России достигла исторического максимума — в 2022 году страну, по оценкам ведомства, покинули 668 000 человек. «Русские голосуют ногами... И эта постоянная потеря человеческого капитала [будет] еще больше ослаблять потенциал роста России. Российское правительство прекрасно осознает это и предлагает субсидированные ипотечные кредиты, чтобы квалифицированные работники могли остаться», — отметила Лингаас.
В конце октября исследователи сообщили о возвращении в Россию более 15% релокантов. Многие из уехавших в России занимали высокие должности, но, переехав, столкнулись с заметным снижением качества жизни, доходов и статуса, писала Financial Times со ссылкой на данные Европейского университетского института во Флоренции. Российским же властям удалось сохранить видимость нормальной жизни и экономической стабильности — по крайней мере в Москве, отмечало издание.
С начала 2023 года ВВП России вырос на 3,2%, а по итогам года рост может составить 3,5%, заявил 7 декабря президент Владимир Путин. «Сегодня он уже выше, чем был до санкционной атаки Запада», — подчеркнул он. Международный валютный фонд в октябре улучшил прогноз роста экономики России по итогам 2023 года, отметив, что ВВП страны увеличится лишь на 2,2% (плюс 1,5% — в июльском обзоре). Прогноз для России на 2024 год МВФ, напротив, снизил — с 1,5% до 1,3%.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.