Исследователи сообщили о возвращении в Россию больше 15% релокантов
Больше 15% россиян, которые уехали из страны после начала «военной спецоперации»* на Украине, с тех пор вернулись в Россию. Об этом пишет Financial Times со ссылкой на данные исследователей Эмиля Камалова и Иветты Сергеевой из Европейского университетского института во Флоренции.
Участники опросов, которые проводились после начала «спецоперации», в большинстве своем были высокообразованны, политически активны и молоды по сравнению с населением России в целом, рассказали исследователи FT. Однако многие из них после отъезда решили не оставаться за границей и вернулись — кто-то, чтобы уладить дела, кто-то — навсегда, отметили они.
«Это определенно не экономическая миграция в классическом понимании. Это люди, которые были очень компетентными специалистами в России, а сейчас теряют деньги, статус. <...> У многих людей [за рубежом] снижается качество жизни», — констатировала Сергеева.
Российским же властям, несмотря на санкции и продолжающуюся «спецоперацию», удалось сохранить «видимость нормальной жизни» и экономической стабильности — по крайней мере в Москве, пишет FT. По оценке проекта Re:Russia (его основатель политолог Кирилл Рогов признан в России иноагентом), с февраля 2022 года из России уехали более 820 000 человек. Однако «весьма вероятно», что часть покинувших страну, чтобы избежать мобилизации, с тех пор уже вернулась, указали эксперты проекта.
Один из экс-релокантов, Егор Газаров, в разговоре с FT рассказал, что спустя неделю после начала «спецоперации» уехал в Армению, чтобы переждать ситуацию и поискать возможности карьерного роста на Западе или Ближнем Востоке. Газаров свободно владеет английским языком, получил степень MBA в парижском университете Insead и провел первые 10 лет своей карьеры в Boston Consulting Group и Procter & Gamble.
Однако не прошло и полугода, как он решил вернуться в Россию, разочарованный тем, что для человека с его опытом не нашлось подходящей работы, пишет FT. «Я понял, что на самом деле возможности трудоустройства за пределами страны не так хороши, как могли бы быть», — отметил он газете в телефонном интервью из Москвы.
Еще в июне Владимир Путин заявил, что, по «скромным подсчетам» властей, в Россию вернулось 50% уехавших. «Этот процесс продолжается, но кто-то если хочет жить в другом месте — ради бога», — отметил президент, добавив, что это будет «элементом дополнительной связи России с теми странами, с которыми у нас и так развиваются экономические и гуманитарные контакты».
10 октября спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что уехавшим россиянам, которые критиковали страну, не стоит возвращаться. «Тот, кто уехал из страны и совершил подлые поступки, радуясь выстрелам по территории России, <...> должен осознавать, что здесь его не только не ждут, но, если он приедет сюда, Магадан ему обеспечен», — подчеркнул он.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, комментируя это, согласился, что России «не по пути» с релокантами, занявшими антироссийскую позицию. При этом он добавил, что все же в большинстве случаев релоканты — это люди, которые просто «свободно выбирают, где им в настоящий момент жить». «И, конечно, эти люди всегда, несмотря ни на что, имеют свою родину. Эта родина — Россия, и она всегда их ждет», — сказал Песков.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.