К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Траты и возвраты: 16 историй предпринимателей, меняющих Россию

Фото Виталия Тимкива / РИА Новости
Фото Виталия Тимкива / РИА Новости
В проекте «Местные» мы рассказываем истории о людях, которые развивают свой бизнес не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг себя. Незаметно для окружающих и авторов исследований о благотворительности они превращают заброшенные руины в музеи, в чистом поле создают современные общественные парки, возрождают исчезнувшие деревни, изобретают и продвигают новые виды спорта, восстанавливают памятники архитектуры. 16 историй предпринимателей из регионов — в фоторепортаже Forbes

В Мировом индексе благотворительности World Giving Index Россия в 2022 году переместилась с 67-го на 30-е место. По данным совместного исследования Sber Private Banking, Philin Philgood и Frank RG, государство, корпорации и частные лица направили в 2021 году на благотворительность 360–380 млрд рублей. 245 млрд рублей из этих средств приходится на корпоративную социальную ответственность бизнеса, 59 млрд рублей — на «белую» (так ее называют исследователи) благотворительность частных лиц через некоммерческие организации.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Прямая адресная помощь частных лиц в размере 16–36 млрд рублей в исследовании отнесена к «серой», вот как раз в этой зоне и находятся герои нашего проекта «Местные»*. В нем мы рассказываем истории о людях, которые развивают свой бизнес не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг. Незаметно для окружающих и авторов исследований о благотворительности они превращают заброшенные руины в музеи, в чистом поле создают современные общественные парки, возрождают исчезнувшие деревни, изобретают и продвигают новые виды спорта, восстанавливают памятники архитектуры.

Многие начинали свои проекты, не задумываясь о будущих расходах и возврате потраченных средств, но построенное и возведенное на их деньги неожиданно начинало генерировать прибыль.

 

Например, парк «Кудыкина гора» в Липецкой области, который строился для детей сотрудников агрохолдинга «Аврора» и местных жителей, сейчас принимает 500 000 туристов в год и в этом году заработает 315 млн рублей. Заурбек Цаллагов решил, казалось бы, просто восстановить разрушенные родовые башни в горах Северной Осетии, а в итоге получился один из главных туристических объектов республики. Музыкант Дмитрий Кузнецов предложил руководству Рыбинска изменить облик города, заменив современные вывески на стилизованные под старину, и проект оказался настолько удачным, что теперь компания уже предпринимателя Кузнецова «Рыбинские вывески» помогает преобразить другие города России. А основатель компании «Экоофис» Андрей Ковалев восстанавливает заброшенную усадьбу Гребнево в Подмосковье и считает, что проект вряд ли когда-нибудь окупится. Но он только в начале пути. Вполне возможно, что и этот памятник федерального значения со временем начнет отдавать долг за свое возрождение.

* Forbes рассказывает о российском бизнесе с 2004 года, за это время мы накопили огромное количество историй об отечественных предпринимателях. В этом проекте мы собираем самые удивительные из них — о людях, которые создали и развивают малый и средний бизнес в регионах не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг. В проекте участвуют предприниматели, не входящие в рейтинг богатейших бизнесменов Forbes, развивающие легальный бизнес в России или за рубежом, вкладывающие на безвозмездной основе значительные личные средства в повышение качества жизни в российских регионах.

 
Преобразование городской среды в Рыбинске
Рамиль Ситдиков·РИА Новости

Преобразование городской среды в Рыбинске

Место/регион: Рыбинск / Ярославская обл.
Население: 179 575 человек
Предприниматель: Дмитрий Кузнецов, основатель компании «Рыбинские вывески»
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 36-е

Музыкант и предприниматель Дмитрий Кузнецов родился в Рыбинске. Он занимался организацией фестивалей и культурных проектов и для одного из них в 2015 году делал афишу, стилизованную под старину. Изучал старые фотографии Рыбинска, его очаровали купеческие вывески XIX века. «Я подумал: заменить бы все пластиковые вывески на сделанные вручную», — вспоминает Кузнецов. В 2016-м в Рыбинск пришла команда нового мэра, и она искала идеи для реконструкции города и развития туризма. Кузнецов подготовил пакет идей, как с помощью вывесок преобразить Рыбинск, создав атмосферу купеческого города XIX века.

Проект начали реализовывать с городской Красной площади: вначале стилизованные вывески делали из пластика, что огорчало Кузнецова. Он считает, что вывеску должен создавать художник или ремесленник из натуральных материалов. И такая возможность — сделать вывеску для букмекерской конторы — представилась в 2018 году. Кузнецов попросил клиентов оплатить только материалы, остальные расходы взял на себя. Делали вывеску вместе с соседом-мастером в холодном гараже — из железа и дерева, с позолотой. Результат так понравился властям, что концепцию решили распространить на весь центр города. Кузнецов создал дизайн-код для проекта по улице Стоялой, где проводили реконструкцию, он же разработал и колористику фасадов.

Когда к его команде присоединилась художница Нина Матвеева, появились первые «живые» работы. К 2022 году вывески в Рыбинске сменили не только маленькие магазины, но и сетевые компании: «Бристоль», «Магнит Косметик», ВТБ, «ВкусВилл». Всех предпринимателей обязали согласовывать проекты вывесок с властями. В Рыбинск потянулись туристы: в 2017 году город посетили 100 000 человек, в 2022-м — около 600 000. Кузнецов основал ООО «Рыбинские вывески», и теперь его команда помогает преобразить другие города: Ирбит, Вышний Волочек, Тутаев. Он говорит, что это не бизнес-проект, главное для него — улучшить городскую среду, сделать так, чтобы вывеска заинтересовала пешехода, вступила с ним в диалог.

Создание этнохутора и музея казачьего быта в Ростовской области
Василий Дерюгин·Коммерсантъ

Создание этнохутора и музея казачьего быта в Ростовской области

Место/регион: Старозолотовский / Ростовская обл.
Население: 45 человек
Предприниматели: Ирина Узденова и Али Узденов, старший управляющий партнер АФК «Система»
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни:
17-е

В 1999 году бизнесмен Али Узденов и его жена Ирина купили казачий домик с 2 га земли на хуторе Старозолотовском в Ростовской области. Поначалу супруги планировали использовать его как дачу. Хутор был умирающим: ни воды, ни газа, ни дорог, ни рабочих мест, вспоминает Ирина Узденова. Казачьи традиции и живописные места так запали в сердце, что супруги решили спасти хутор. На семейном совете приняли решение ничего радикально не менять, а восстановить его исторический облик, объясняет Ирина. Провели дороги, газ, укрепили берег Дона — до этого село сползало в реку, восстановили Остробрамскую церковь. На месте домиков, которые нельзя было реновировать, строили такие же традиционные хаты с печами, плетнями, с крышами из камыша. В 2015 году рядом с хутором появился этнографический музей под открытым небом «Тихий Дон», который начался с перевозки сюда декораций со съемок телесериала «Тихий Дон».

Фильм снимал режиссер Сергей Урсуляк, а Али Узденов был сопродюсером. Курени шолоховских семей восстановили традиционным способом с использованием глины, песка, навоза и соломы. Теперь в музее около 2000 экспонатов: одежда, мебель, посуда, предметы казачьего быта. В летний сезон в Старозолотовский приезжают до 500 человек в день. На хуторе есть ресторан, ферма, гостевые дома, но мест в пиковые дни не хватает, и номерной фонд планируется расширить. Сейчас на хуторе около 40 сотрудников, еще 14 человек работают в музее. Пять лет назад здесь появились поля с лавандой, а недавно с улиц решили убрать телеграфные столбы, чтобы они не портили вид. Супруги поддерживают местную школу, танцевальный коллектив и ростовский народный промысел — производство семикаракорской керамики. На хуторе проводят мастер-классы по приготовлению калачей и курников, лекции, поэтические вечера и фестивали колокольного звона. Проект пока не окупился, но Узденовы такой цели себе и не ставили.

Культурный кластер на заброшенном заводе в Сысерти
Марина Молдавская·Коммерсантъ

Культурный кластер на заброшенном заводе в Сысерти

Место/регион: Сысерть / Свердловская обл.
Население: 20 436 человек
Предприниматель: Ян Кожан
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 7-е

Екатеринбуржцу Яну Кожану 38 лет, он окончил математико-механический факультет Уральского федерального университета. Но по специальности не работал: с 2013 года вместе с партнером Андреем Фроловым развивал сеть коворкингов «Соль» в Екатеринбурге, а в 2017-м стал совладельцем бургерных «Огонь» и проекта «Огонь.Пляж».

Впоследствии Кожан отошел от ресторанного бизнеса — его увлекла тема туризма на Урале. Он создал проект «Урал не за горами» с сайтом и аккаунтом в соцсетях, где стал делиться интересными местами и историей региона. Со временем, как рассказывает Кожан, его заметили местные чиновники и предложили разработать стратегию развития туризма в Свердловской области, крупнейшем регионе Урала. Предприниматель взялся за дело и в 2017-м выиграл тендер почти на 1,5 млн рублей на разработку турмаршрутов. Кожан решил развивать территорию через заводы — вокруг них формировались уральские населенные пункты.

И обратил внимание на город Сысерть. Его история началась с железоделательного завода, но в 2000-е он пришел в запустение. Кожан захотел вдохнуть в него новую жизнь — так появилось «Агентство развития Сысерти» и проект «На заводе» (в партнерстве с Ильей Орловым-Буниным). В 2020-м команда Кожана выиграла президентский грант и организовала в Сысерти первый фестиваль «Лето на заводе» с воркшопами и экскурсиями. Активисты вывезли мусор, возвели летнюю сцену, фудкорт, музей. За месяц фестиваль посетили 20 000 человек, он стал регулярным. Инициативы агентства вышли за пределы одного завода. Выиграв очередной грант, команда благоустроила набережную исторического центра города. Недавно она придумала новый экспериментальный проект «Антихрупкость» на базе действующего завода «Фарфор Сысерти». Идея — создавать современные изделия по дизайну приглашенных художников. По задумке создателей, это поможет привлечь молодых покупателей. Первую коллекцию кружек, расписанных по мотивам зданий — памятников конструктивизма в Екатеринбурге, для проекта разработал бывший руководитель отдела коммуникаций и дизайна интерьера IKEA Федор Колпаков.

Развитие туриндустрии в Торжке и других старинных городах
Александр Петросян·Коммерсантъ

Развитие туриндустрии в Торжке и других старинных городах

Место/регион: Торжок / Тверская обл.
Население: 40 172 человека
Предприниматель: Татьяна Соколова, основатель агентства путешествий «Экспедиция в Торжок»
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 55-е

Бывший бухгалтер-экономист Татьяна Соколова в 2016 году создала проект «Экспедиция в Торжок», который возит москвичей в этнографические путешествия по малым городам и помогает развивать в провинции туристическую инфраструктуру. На каждом маршруте предпринимательница находит интересных ремесленников, краеведов, рестораторов и отельеров, и 90% бюджета участники экспедиций оставляют в городах. Соколова родом из Торжка и начинала бизнес с развития собственного бухгалтерского агентства, потом вместе с мужем открыла сеть офисных центров «Деловой».

Однажды ее заинтересовал феномен малых городов. «Крупный город — сложная система, а маленький — такой же предпринимательский проект, его тоже можно прокачать», — объясняет Татьяна. Однажды ей попалась презентация о развитии Торжка через туризм, идея ее зацепила. Сначала она организовала туры в родной город: разработала глубокую тематическую программу на два выходных дня, продумала удобную логистику. Кроме храмов и монастырей, в Торжке много интересного, есть свои гастробренды: пожарская котлета и новоторжская пастила. Небанальные маршруты стали пользоваться спросом.

В 2016 году «Экспедиции» удалось собрать 10 туров, в следующем — уже 20. В 2018-м стало понятно, что надо делать программы в другие города Тверской области: Старицу, Лихославль, Кимры, Бежецк, Торопец. В 2020-м случился бум — из-за пандемии внутренний туризм начал набирать обороты. И проект вышел за границы области: путешественников начали возить в Рязань, Смоленск, малые города Ярославской и Новгородской областей. В 2022 году Татьяна организовала 270 экспедиций более чем в 30 старинных городов. Разработка нового маршрута порой занимает год, но усилия окупаются: в прошлом году выручка проекта достигла 50 млн рублей. Соколова выкупила ресторан и отель «Оникс» в Торжке: здесь останавливаются ее путешественники. «Была идея вложиться в новый офисный центр в Москве, — признается она. — Но, когда я узнала, что в родном городе продается ресторанно-гостиничный комплекс, выбрала Торжок».

Возрождение исчезнувшей деревни и агротуризм в Удмуртии
Getty Images

Возрождение исчезнувшей деревни и агротуризм в Удмуртии

Место/регион: Мувыр/Удмуртия
Население: 40 человек
Предприниматель: Александр Корепанов
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 45-е

Когда житель Удмуртии Александр Корепанов служил в армии в 1980-х, его родную деревню Мувыр сочли неперспективной: дома разобрали, жителей переселили. «Деревню стерли с лица земли, было до слез обидно, — вспоминает он. — Дом, где я вырос, родители разобрали и перенесли в соседнее село». 10 лет спустя Корепанов вернулся сюда с женой и двумя детьми и построил дом — один в чистом поле. Организовал фермерское хозяйство, провел электричество, продавал дрова, сено. «Жил между небом и землей: никакого статуса и документов на землю не было», — рассказывает он. В 2008 году деревня ожила и снова появилась на карте Удмуртии. Постепенно соседние фермеры начали переселяться в Мувыр.

Сейчас здесь 12 домов и еще несколько строится, около 40 жителей, среди них девять детей. В деревне появились кафе, гостевые дома, подвесной мост, веревочный парк, хоккейная площадка, часовня, беседки. Большинство проектов предприниматель развивает за счет грантов, но вкладывает и свои средства. Например, построил детскую площадку: 1 млн рублей выделили власти, 300 000 рублей он добавил своих. В 2015 году Корепанов получил 5 млн рублей от властей Удмуртии на оборудование фермы, в 2020 году открыл завод по переработке молока на грант 10 млн рублей. Его дочери сначала уехали из деревни — одна в Москву, другая в Пермь, но теперь вернулись в Мувыр. Младшая, Мария, развивает агротуризм в деревне, старшая, Нина, руководит заводом по переработке молока. Сестра предпринимателя заведует фермой. В Мувыр начали приезжать туристы, летом 2023 года мувырский фестиваль «Деревня — душа России» с выставкой сельхозтехники, концертами и кулинарными мастер-классами посетили 7000 человек. Недавно семья Корепановых получила грант на агротуризм — 3 млн рублей. Купили два квадроцикла, снегоход и трактор. «Гостям нравится кататься на тракторе, у многих ностальгия — вспоминают свое деревенское детство», — говорит предприниматель. Он надеется, что возрождать свои деревни начнут и другие: «Посмотрят на меня и подумают: раз этот удмурт смог, значит, и я смогу».

Строительство инклюзивного поселка в Ярославской области
Из архива фонда «Твое решение»

Строительство инклюзивного поселка в Ярославской области

Место/регион: поселок «Твой дом» / Ярославская обл.
Население: поселок в стадии строительства
Предприниматель: Антон Семенников, директор по цифровому развитию Делобанка
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 36-е

Помогать особенным детям финтех-предприниматель и директор по цифровому развитию Делобанка Антон Семенников начал еще в 2011 году. Тогда он работал волонтером в школе-интернате для детей с задержкой психического развития в Тульской области — нужен был человек с машиной, и он вызвался помочь. В 2016 году несколько выпускников школы-интерната, волонтеров и гендиректоров других фондов создали фонд «Твое решение» — Антон помогал ему финансово. «Работа в банке и IT, можно сказать, бездушная: если ты вырастил прибыль в семь раз, нельзя увидеть результаты», — объясняет предприниматель. С сентября 2022 года Семенников развивает инклюзивный проект в Ярославской области: строит поселок «Твой дом», в котором по его задумке будут жить и учиться дети-инвалиды с родителями или опекунами.

640 га земли с двумя недостроенными домами около деревни Куземино ему передали друзья-банкиры — они сами хотели построить поселок, чтобы жить там на пенсии, но их планы изменились. Антон вложил в «Твой дом» около 9 млн рублей. «Я не такой предприниматель, у которого есть 800 млн рублей — именно столько инвестиций нужно на проект», — говорит он. Поэтому он договаривается с компаниями-партнерами о поддержке — они помогают с услугами, продукцией, которая нужна для стройки. Например, проект для поселка безвозмездно сделала архитектор Анна Бахлина, которая работала над зданием музея «Гараж» в парке Горького в Москве. Со строительной компанией договорились о бесплатных поставках бетона, с производителем теплиц — о предоставлении оборудования. Кроме жилых коттеджей, здесь должна появиться своя ферма, чтобы родителям детей-инвалидов было где работать. Для этой же цели предприниматель планирует перевезти сюда линию по производству кирпича, которую «Твоему дому» отдали все те же друзья-банкиры. Площадку для завода уже подготовили, к домам провели коммуникации, документы на землю согласованы. По планам, в поселке должно быть 112 домов, безбарьерная среда, медицинский работник в каждом квартале, несколько десятков волонтеров и сотрудников проекта.

Создание и развитие нового вида спорта в Ярославской области
Елена Цибизова

Создание и развитие нового вида спорта в Ярославской области

Место/регион: Ярославль / Ярославская обл.
Население: 570 824 человека
Предприниматели: Александр и Алексей Лукьяновы, владельцы группы компаний «Паритет-Центр»
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 36-е

Предприниматели из Ярославля Александр и Алексей Лукьяновы — владельцы ярославской группы компаний «Паритет-Центр», которая специализируется на производстве и продаже медоборудования и на судостроении. В 2017 году они начали выпускать необычный спортивный снаряд — сибайк: он помогает пловцу двигаться в воде в два раза быстрее. Братья придумали его под впечатлением от дайвинга в тропических морях. «Хотелось превратить человека в амфибию: чтобы оттолкнуться от бортика бассейна или лодки — и парить под водой», — рассказывает Александр. В разработку водного велосипеда и развитие нового вида спорта они инвестировали около 400 млн рублей. Потребовалось несколько лет, чтобы устройство стало надежным, легким и плавучим, первый патент на сибайк в России Лукьяновы получили в 2013 году.

Поначалу его продвигали как девайс для дайверов, потом решили сменить фокус и начать пропагандировать сибайк как массовый вид спорта. С 2019 года в Ярославле проводятся соревнования Cross Volga, каждый год они собирают все больше желающих переплыть Волгу на сибайке. В первом заплыве участвовали около 50 человек, а в 2023 году — уже около сотни пловцов в возрасте от 10 до 70 лет. Соревнования теперь проводятся и в других городах, но Ярославль стал центром этого вида активности: в области уже около 200 человек, занимающихся сибайком профессионально, не считая многочисленных любителей. Благодаря усилиям братьев Лукьяновых клубы сибайка открылись в Москве, Сочи, Тутаеве, Рыбинске, Краснодаре, Екатеринбурге, Челябинске и Евпатории (всего 14 школ и секций в России), есть такие клубы и за рубежом. В них обучают безопасному скоростному плаванию. «Это своего рода франшиза: мы бесплатно передаем технологии обучения, объясняем, как работать с клиентами, чтобы они были довольны», — говорит Алексей. Школы сами арендуют бассейны и закупают оборудование. Новый спорт пошел в массы: сначала сибайк покупали в основном спортсмены, последние два-три года к ним присоединились обычные любители, сейчас на их долю приходится более 50% покупок.

Восстановление памятников архитектуры в Пушкине и Павловске
Фотобанк Лори

Восстановление памятников архитектуры в Пушкине и Павловске

Место/регион: Павловск, Пушкин / Ленинградская обл.
Население: 17 409 / 112 674 человек
Предприниматель: Сергей Гутцайт, глава ресторанного холдинга Gutsait Group
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 9-е

Ресторатор Сергей Гутцайт более 25 лет реставрирует архитектурные памятники в окрестностях Петербурга за свой счет. Он родился в Одессе, окончил Институт инженеров морского флота, потом приехал в Ленинград, начинал бизнес с торговли зеленью на рынке и пошива детских пеленок. В 1994 году предприниматель открыл ресторан «Подворье», а сейчас возглавляет холдинг Gutsait Group, в который входит 12 ресторанов. Первым реставрационным проектом бизнесмена стал Музыкальный павильон в Павловском парке в конце 1990-х. Сейчас у Гутцайта свои реставрационная мастерская, столярный и кузнечный цеха, из-за чего эти работы обходятся ему дешевле, чем у сторонних подрядчиков, рассказывает он. Сам предприниматель живет в бывшем доме коменданта Павловска барона Ротаста, его он тоже восстановил сам.

Бизнесмен создал школу имени Горчакова, современную версию Царскосельского лицея, в которой обучают 60 мальчиков со всей России. Она работает на территории бывшей дачи архитектора Александра Брюллова. Здание было отреставрировано по просьбе губернатора Владимира Яковлева. «Мне предлагали брать то, что никому не нужно», — поясняет Гутцайт. Ресторатор планирует развивать образовательные проекты, его холдинг проводит конкурс для российских учителей, в котором только призовой фонд составляет более 1 млн рублей. В 2004 году предприниматель взял в аренду замок Бип — крепость XVIII века в Павловске. Это были настоящие руины, реставрация заняла девять лет, после чего предприниматель открыл в замке отель. Еще один объект культурного наследия, которому он вернул первоначальный облик, — Певческая башня в Пушкине. Теперь в башне работают ресторан, магазин сувениров и подарков, а часть сохраненных исторических водонапорных конструкций можно видеть сквозь стеклянный пол. В Павловске у ресторатора еще много работы: продолжается реставрация исторической электростанции и здания Офицерского собрания, в котором планируют открыть детский сад. По словам Гутцайта, он инвестирует в культурные и реставрационные проекты почти все, что зарабатывает его холдинг.

Развитие культуры воркаута в российских городах
Алексей Мальгавко·РИА Новости

Развитие культуры воркаута в российских городах

Место/регион: Россия
Население: 146 500 000 человек
Предприниматель: Антон Кучумов, основатель движения Street Workout

В 2009 году студент НИУ ВШЭ Антон Кучумов вместе с несколькими друзьями, которые интересовались тренировками на свежем воздухе, начали развивать субкультуру воркаута — уличной гимнастики. Тогда даже в крупных городах не было хорошо оборудованных площадок для занятий: зачастую еще советские покореженные турники стояли в траве по колено, вспоминает Кучумов. Благодаря усилиям друзей одна из первых площадок на 400 кв. м была установлена в Казани: десятки современных конструкций, брусьев, скамеек, перекладин. Ребята пропагандировали воркаут, они проектировали площадки, разрабатывали программы тренировок, помогали людям из разных городов добиваться от властей установки оборудования.

Поначалу над проектом работали четверо, теперь Антон остался один: собственных денег он не инвестировал, но тратил время и усилия для того, чтобы люди вышли на улицы и занялись гимнастикой. Сейчас установка площадки в среднем обходится в 10 млн рублей. Оборудованные места для воркаута начали появляться во дворах, парках, в школах и даже на атомных станциях, рассказывает Кучумов. Он помогал внедрить воркаут в наркологических диспансерах, и тот хорошо вписался в программы лечения и реабилитации наркоманов. В 2011 году Кучумов создал компанию, которая производит спортивный инвентарь — перчатки, жилеты, утяжелители для рук и ног.

«Когда занимаешься на турнике, образуются мозоли, нужны перчатки, а хороших на рынке не было», — уточняет предприниматель. В 2013 году появилось мобильное приложение для Android и iOS — «Сотка». «Это не банальная фитнес-программа, а целая образовательная система, которая способна изменить качество жизни за счет приобщения к физической активности и ЗОЖ», — говорит Кучумов. За 10 лет приложением воспользовались более 1 млн человек от 18 до 68 лет, среди них 18% женщин. «Ты видишь, как реально меняется жизнь людей, сейчас в России уже тысячи современных площадок», — радуется предприниматель.

Восстановление усадьбы Гребнево в Подмосковье
Фотобанк Лори

Восстановление усадьбы Гребнево в Подмосковье

Место/регион: Гребнево / Московская обл.
Население: 3325 человек
Предприниматель: Андрей Ковалев, основатель компании «Экоофис»
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 5-е

В 2018 году Андрей Ковалев за 80 млн рублей приобрел у Министерства культуры усадьбу Гребнево в 28 км от Москвы. «Она три года висела на аукционе никому не нужная, и я решил: если не куплю, мне конец», — рассказывает бизнесмен. Ковалев — основатель компании «Экоофис» и владелец большого количества коммерческой недвижимости в Москве, продюсер, музыкант и лидер рок-группы «Пилигрим». В 2012 году предприниматель вошел в «Рейтинг королей российской недвижимости» Forbes с доходом $55 млн. Он рассказывает, что хотел купить замок под Парижем, чтобы восстановить его, но все-таки выбрал Подмосковье. Когда он стал владельцем Гребнево, усадьба была в кошмарном состоянии, Минкульт обнес ее забором, но и тот растащили, вспоминает Ковалев. Гребнево расположено недалеко от Фрязина, это объект культурного наследия, и в 1990-х усадьбу пытались отреставрировать, но произошел пожар, уничтоживший интерьеры дворца и перекрытия.

Бизнесмену досталась территория самой усадьбы, занимающая 50 га, со всеми строениями и приусадебным парком. На ее восстановление, по подсчетам бизнесмена, потребуется около 4 млрд рублей. Гребнево — памятник федерального значения, и вести восстановительные работы там очень трудно из-за жесточайшего закона, который запрещает почти все, говорит Ковалев. И завершить проект реально только к 2026 году. Бизнесмен сразу же открыл Гребнево для посетителей, не дожидаясь окончания реставрации. Пока здесь построили гостевые домики, беседки, детские и спортивные площадки, появилась лодочная станция, фонтаны, баня, рестораны и кафе. Отреставрировано два флигеля и триумфальная арка, планируется восстановить конный и каретный дворы. Ковалев много лет собирает коллекции старинного оружия, живописи, фарфора и планирует открыть здесь музей. В усадьбе уже проводят фестивали — с парадами кавалерии, скачками и пикником на Барских прудах. Восстановление усадеб совсем не коммерческая история, она вряд ли когда-нибудь окупится, признает бизнесмен.

Развитие поселка Заливное
DR

Развитие поселка Заливное

Место/регион: Заливное / Калининградская обл.
Население: 376 человек
Предприниматель: Олег Бармин
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 43-е

Первый крупный бизнес Олега Бармина, автомобильный холдинг «Лео», обанкротился — компания почти на полмиллиарда рублей годовой выручки не пережила кризис 2008 года. Зато прославила Бармина: его истории о банкротстве в «Живом журнале» набирали более 40 000 просмотров. Оправившись от провала, он открыл еще несколько бизнес-проектов, основными стали медовая пасека и агентство диджитал-маркетинга и видеопродакшена.

В Калининградскую область предприниматель переехал в 2020 году: на фоне жестких антиковидных ограничений в Москве переезд в более спокойный регион казался хорошей идеей, к тому же он давно мечтал о доме со старой немецкой архитектурой. Вместе с будущей женой Бармин долго искал подходящий вариант и в итоге приобрел дом пастора в поселке Заливное (в Восточной Пруссии он назывался Постникен). Дом был построен в 1912 году, и Бармины решили восстановить его прежний облик: отреставрировали двери, заказали деревянные окна, покрыли крышу черепицей. Ремонтом дело не ограничилось — Бармин задумал превратить Заливное в диджитал-деревню с домами из исторических материалов, где могли бы жить предприниматели, маркетологи, дизайнеры и др. За ориентир взял дизайн-завод «Флакон» и финскую деревню Фискарс.

В 2021-м он купил соседний заброшенный дом и сделал в нем мини-гостиницу на пять номеров с коворкингом и кафе, в 2023-м построил еще два гостевых дома на берегу реки. В реализации плана Бармину помогают друзья, которые скупают участки по соседству, суммарно они приобрели и планируют развивать около 4 га. Свои вложения в обустройство Заливного бизнесмен оценивает в 30 млн рублей. Ему также удалось привлечь внимание местных властей. В деревне начали ремонтировать дороги и водопровод, проводят газ, появилась стабильная мобильная связь. Сейчас местные власти обсуждают создание туристического маршрута в Заливное.

Преобразование заброшенного форта в Калининграде в туристический центр
Илья Питалев·РИА Новости

Преобразование заброшенного форта в Калининграде в туристический центр

Место/регион: Калининград / Калининградская обл.
Население: 489 735 человек
Предприниматели: Артур Сарниц, основатель проектного бюро «Артур Сарниц — Кенигсберг», Валерий Щербатых, владелец компании «СтройМонтажСервис»
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 43-е

Форт №11 Денхофф — один из 12 фортов Калининграда, он построен в XIX веке и хорошо сохранился. Крепость на острове, окруженную рвом с водой, до 2014 года занимали военные, после их ухода форт был затоплен. Чтобы спасти крепость, его взяли в аренду на 49 лет архитектор Артур Сарниц и строитель Валерий Щербатых. Оба они родились в Калининграде и вместе занимаются реставрацией памятников архитектуры. Форт с 1945 года был закрытой территорией, и многие мечтали попасть туда, объясняет Артур Сарниц. На реставрацию форта потребовалось два года, предприниматели обустроили здесь парковую зону, создали экскурсионную службу, открыли небольшой музей с экспозициями, посвященными истории Восточной Пруссии, Первой и Второй мировым войнам. Форт №11 стал популярным у туристов и местных жителей: его посещают более 70 000 человек в год.

На развитие проекта бизнесмены получили гранты на общую сумму 30 млн рублей, но собственных средств вложили гораздо больше — десятки миллионов рублей. Это социально ориентированный проект, однако в 2020 году он вышел на операционную окупаемость. Часть площадей сдается в аренду малому бизнесу: здесь работают сувенирные лавки, кофейня, проводят мастер-классы по изготовлению украшений из янтаря, изделий из кожи. Входной билет в форт стоит 300 рублей. В 2021 году предприниматели также взяли в аренду развалины замка Бальга — памятника средневековой рыцарской архитектуры в стиле кирпичной готики, и в Калининградской области появился еще один туристический объект. Опыт Форта №11 послужил примером для многих предпринимателей, которые перестали бояться вкладывать деньги в памятники архитектуры: в Калининградской области появилось несколько таких проектов — например, замок Тапиау, который три года назад был тюрьмой, восстанавливают бизнесмены из Москвы. «А мы работаем в этом проекте как подрядчики», — говорит Сарниц.

Создание парка на берегу озера в Миассе
Алексей Мальгавко·РИА Новости

Создание парка на берегу озера в Миассе

Место/регион: Тургояк / Челябинская обл.
Население: 2103 человека
Предприниматель: Денис Пухов, владелец компании «0250»
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 14-е

Денис Пухов — основатель челябинской компании «0250», которая производит малые архитектурные формы, уличную мебель и специализируется на городском благоустройстве. В 2018 году он решил создать парк на живописном берегу озера Тургояк в одноименном поселке, который входит в Миасский городской округ. Хотя это любимое место отдыха горожан, там была настоящая помойка, много лет стояли бетонные остовы недостроенных советских зданий, уродливая газовая труба шла через весь пляж, рассказывает Пухов. Четыре года предприниматель просил местных чиновников, чтобы ему разрешили сделать бесплатный муниципальный парк за собственные деньги, но никак не мог получить необходимые документы. «Когда я дошел до зама губернатора Челябинской области, то разрешение наконец-то выдали, — объясняет Пухов. — И в конце мая прошлого года мы зашли на объект».

Он вложил в строительство парка «Я люблю Тургояк» 20 млн рублей в 2022 году и еще 25 млн рублей в 2023-м. С берегов вывезли мусор, убрали под землю 1 км газопровода, навели порядок и благоустроили территорию. К озеру теперь спускаются ступени амфитеатра из архитектурного бетона, появились лежаки, арт-объекты, красивая уличная мебель. На берегу высадили более 100 крупномерных сосен и елей. На открытие парка летом 2022 года приехали телевидение и те самые чиновники, которые не давали разрешения на его обустройство. «Жали руку и говорили в камеру правильные слова: вот какие мы молодцы», — рассказывает с улыбкой Пухов. Теперь место стало точкой притяжения, а у стелы «Я люблю озеро Тургояк» принято назначать встречи, сюда привозят всех туристов. В парке могут комфортно отдыхать 10 000 человек одновременно. Предприниматель закончил первую очередь проекта и строит вторую — детский городок с качелями и песочницами, планирует организовать фуд-корт и уже нанял шеф-поваров, которые разрабатывают меню. «В прошлом году нам хотелось из плохого места сделать мегаместо, а в этом мы просто продолжаем его развивать», — говорит Денис Пухов.

Восстановление поселка при Демидовском заводе под Екатеринбургом
Федор Телков для Forbes

Восстановление поселка при Демидовском заводе под Екатеринбургом

Место/регион: Мариинск / Свердловская обл.
Население: 552 человека
Предприниматель: Игорь Черноголов, основатель холдинга «Пенетрон»
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 7-е

Игорь Черноголов, основатель компании — производителя строительных смесей «Пенетрон» с годовой выручкой 1,8 млрд рублей, считает, что жить в городе противоестественно. Чтобы погрузить горожан в деревенский быт, он создал целый комплекс в бывшем поселении при Демидовском заводе в 70 км от Екатеринбурга, вложив в него 350 млн рублей. В Мариинске — так сейчас называется заводской поселок — предприниматель реставрирует и открывает для проживания туристов избы XIX века, в одной из усадеб он открыл музей сельского быта. Деревенский магазин Черноголов преобразовал в трактир, где гостей угощают блюдами «кухни Акинфия Демидова», а в бывшем коровнике сделал арт-резиденцию. Идея создания туристического комплекса «Мариинские избы» появилась у Черноголова в 2020 году, когда он застрял в селе из-за пандемии: там у предпринимателя была дача, и раньше он заезжал туда нечасто. «Устроил себе офис в бане и осознал, что так счастливо и комфортно никогда не жил», — рассказывает Черноголов.

У Мариинска большой туристический потенциал: с XVIII века здесь было предприятие заводчиков Демидовых, сохранились 200-летние избы, деревянная плотина на пруду, рядом Угольная гора и заповедные леса из сказов Бажова. Поначалу предприниматель планировал устроить в Мариинске глэмпинг из домиков-палаток. Однако старую избу можно было купить примерно по той же цене, что и домик, за 1–1,5 млн рублей, и эта идея ему больше нравилась: если дом отреставрировать, получится музейный объект, в который можно селить туристов. Позже выяснилось, что бережная реставрация дома обходится в 3,5–7 млн рублей. Пока предпринимателю приходится дотировать проект: на операционные расходы уходит около 2 млн рублей в месяц. С недавних пор «Избы» приносят половину этой суммы, и выручка растет по мере расширения номерного фонда. Рядом с деревней Черноголов начал строить коттеджный поселок, появился и глэмпинг с необычным номерным фондом — землянкой, чумом, шалашом и домами-банями. Одновременно в комплексе могут отдыхать 120 человек.

Восстановление родовых башен и создание культурного центра в Осетии
Мадина Гаджиева для Forbes

Восстановление родовых башен и создание культурного центра в Осетии

Место/регион: Унал / Республика Северная Осетия — Алания
Население: 449 человек
Предприниматель: Заурбек Цаллагов, основатель ООО «Родовые башни»
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 78-е

Заурбек Цаллагов родился в Северной Осетии в семье художника и учился в Москве в РГХПУ им. Строганова. Еще будучи студентом, работал в офисе постпредства Северной Осетии в Москве. В 2017 году Цаллагов вернулся на Кавказ, чтобы заняться восстановлением башен XIV века в своем родовом селе Унал. «Эти башни были разрушены только в 1942 году, фактически выполняя свое основное предназначение — защищая Кавказ от немцев, — рассказывает Заурбек. — В селе Унал стояли наши войска, которые сдержали немецкие танки». Восстанавливать башни начали старшие родственники Цалллагова еще в 2009 году, но у него проект более масштабный — возродить, насколько возможно, весь комплекс старинных построек, превратив его в этнокультурный центр. К 2023 году крепость на площади 1700 кв. м была в целом восстановлена. Стоят ограждающие стены, четыре башни, одна из них шестиэтажная.

Проект «Родовые башни» стал одним из главных туристических объектов в Северной Осетии. Здесь проводят экскурсии, мастер-классы, конные шоу, фестивали, работает кинотеатр под открытым небом. В лучшие месяцы проект приносит до 3 млн рублей прибыли, и она направляется на дальнейшее развитие. По подсчетам Цаллагова, в проект вложено около 35 млн рублей. В Унале к замку добавлена конюшня с 13 лошадьми. Строится гостиничный комплекс из трех домов, каждый рассчитан на 30 человек. Большая часть средств, потраченных на «Родовые башни», заработана на туризме: экскурсии начали проводить сразу, как только отстроили первую башню. «Иногда к нам в день приезжает сразу несколько автобусов, — замечает Заурбек. — Но самые выгодные — корпоративные группы, которые заказывают большую программу на день или два».

Экскурсия стоит 500 рублей с человека, мастер-класс — от 5000 рублей с группы. Проект Цаллагова дал импульс к возрождению родовых башен по всей республике. «Всего в Осетии около 350 родов, имевших башни. Но сохранившиеся можно пересчитать по пальцам, — рассказывает Заурбек. — К нам, как к имеющим опыт, обращаются другие фамилии, просят помочь с восстановлением».

Строительство экодеревни в Пермском крае
Виталий Тимкив·РИА Новости

Строительство экодеревни в Пермском крае

Место/регион: Толстик / Пермский край
Население: 40 человек
Предприниматель: Олег Александров, владелец компании «Катюша»
Место в рейтинге российских регионов по качеству жизни: 19-е

Село Толстик в Пермском крае, которое восстанавливает Олег Александров, до революции было зажиточным, с земским училищем, часовней и торговыми лавками, тогда здесь было более 200 жителей. В 2008 году Александров проплывал мимо красивого места на высоком берегу Камы и влюбился в него с первого взгляда, рассказывает он. В Толстике тогда числились несколько стариков, да и те приезжали туда в основном летом. С одной из жительниц бизнесмен разговорился: хотел снять дом, а она ему просто его подарила. Александров — владелец нескольких продуктовых магазинов в Соликамске и генеральный директор компании «Катюша». Он решил восстановить умирающую деревню. Провел свет, водопровод, отсыпал дорогу, расчистил лесные завалы вокруг деревни.

Одним из первых восстановил заброшенный двухэтажный дом купцов Брагиных XIX века и открыл там гостиницу. В селе появилась ферма с коровником, где производят молоко, творог и сыр. В 2017 году бизнесмен построил деревянную часовню на месте прежнего храма. Постепенно Александров выкупил земельные участки в Толстике. «Заезжаешь в любое умирающее место — и хотя деревни нет, земля кому-то принадлежит, приходится искать мертвые души, на это уходят годы», — объясняет он. В деревне появилось несколько коттеджей — для строительства предприниматель нашел соинвесторов, которые потом вышли из дела, и с тех пор он один развивает проект «Экодеревня Толстик».

В гостиничном комплексе сейчас три коттеджа, еще три — на подходе. Есть ресторан, веревочный парк, гостям предлагают поиграть в футбол. В село возвращаются прежние жители и селятся новые: здесь 35 домов, зимой живут человек 40, а летом около 100. Несколько лет подряд в Толстике организовывали ярмарки с русскими забавами и  концертами. В последние два года появилась новая традиция — проводить фестиваль «Биармия» с образовательной программой, конкурсом уличных театров, показом коллекции одежды и украшений с «элементами пермского звериного стиля», постановками, связанными с местными легендами.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+