Изобрели велосипед: как два брата из Ярославля покоряют водный мир
В 1998 году братья Лукьяновы начали производить в Ярославле уникальные катера и яхты с прозрачным дном, а в 2017 году запустили серийный выпуск водного велосипеда собственной разработки, что привело к появлению нового вида спорта. На данный момент компания продала по всему миру 100 катеров и яхт, которые, как уверяют Лукьяновы, невозможно потопить, а скоростному плаванию на сибайке учат уже в 14 российских спортшколах. В июле 2023 года в Ярославе в пятый раз прошли соревнования Cross Volga: более 100 участников с использованием водного девайса переплыли Волгу туда и обратно, самые быстрые пловцы преодолели 1300 м дистанции за 16 минут.
«Переплыть Волгу — это была моя детская мечта, мы с братом выросли у реки, но нам запрещали там купаться из-за судоходства», — вспоминает в беседе с Forbes бизнесмен Алексей Лукьянов. А потом возникла идея создать устройство, которое поможет человеку «парить в воде», плавать легче и быстрее, чем с ластами.
«В 2010 году мы сделали прототип из ручной дрели, и на нем я впервые в жизни переплыл Волгу всего за пять минут», — рассказывает Алексей. Так появился сибайк и новый вид спорта, который набирает популярность не только в России, но и во Франции, Китае, Израиле, США, Греции, где уже открыты школы любителей плавания на водном велосипеде из Ярославля. К 2023 году Лукьяновы изготовили и продали около 5500 сибайков.
Устройства для пловцов с педалями и винтом изобретатели начали патентовать еще в начале 1990-х, многие пытались создать всевозможные «аквапеды» для скоростного плавания.Алексей рассказывает: «Не так давно, например, компания из США выпускала подобный аппарат, но он был тяжелый, 12 кг». Ярославским предпринимателям впервые удалось сделать легкий и компактный водный велосипед, который помещается в рюкзак в сложенном виде и весит чуть больше 2 кг. Стоит сибайк от 17 000 рублей (в самом простом исполнении) до 35 000 рублей.
Энергия и капитал
Компанию «Паритет» братья Лукьяновы основали в 1992 году. Старший Александр рассказывает, что в 1980-х он был «освобожденным комсомольским работником и пионером МЖК» (Молодежного жилищного кооператива), где получил первый опыт руководства бизнес-проектом.
«Я машиностроитель по образованию и искал возможность заняться машиностроением: там высокая добавленная стоимость, да и вообще интересно», — вспоминает Александр. В 1989 году его назначили переговорщиком по закупке строительного оборудования из Финляндии, он познакомился с финской продукцией и понял, как он говорит, что «мы можем не хуже». Тогда же предприниматель основал кооператив в Череповце, который производил оборудование адресной подачи бетона.
К началу 1990-х у старшего брата был капитал, а у младшего, закончившего к тому времени тот же Ярославский политех, что и Александр, — команда из шести друзей-однокурсников. Так сложился костяк компании «Паритет». «Они были энергичными молодыми людьми, а я для них стал мозгом и атаманом, восемь лет разницы в возрасте — это много, — объясняет Александр. — Именно эта комбинация привела к успеху».
«Чем только мы ни занимались, например, торговали запчастями для мотоциклов ИЖ», — вспоминает Алексей. Потом решили поставлять медучреждениям пленку для рентгеновских аппаратов. «Сработали старые связи: отдел здравоохранения Череповца нуждался в пленке, и я привез партию из Германии, — уточняет старший брат. — Это был наш первый опыт в области медицины, и мы как-то исторически связались с рентгеном». Сначала фирма торговала медоборудованием, позже наладила его производство в России. Сейчас ГК «Паритет-Центр» производит цифровое медицинское оборудование, в том числе рентгеновские аппараты и автоматизированные рабочие места рентгенолога, филиалы компании работают в 10 городах России. «Бизнес в каждом городе небольшой, со своей специализацией, и это дает мультипликативный эффект и стабильность», — поясняет Александр. В 2021 году совокупная выручка «Паритет-Центра» составила около 7 млрд рублей (цифры за 2022 год Лукьяновы не раскрывают).
Когда бизнес стал работать как слаженный механизм, у Лукьяновых образовалось много свободного времени. Братья всегда знали, что медицина не настоящее их призвание. Другое дело — яхты, любые изобретения, связанные с плаванием и судоходством, для создания которых нужна инженерная смекалка. Это у Лукьяновых семейное: их дядя еще в СССР был главным инженером Судоимпорта, отец окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова.
Непотопляемый «Красавчик»
Речной порт в Ярославле, построенный в советские годы, расположился на месте старинной волжской пристани XIII века и Рыбацкой слободы. Сейчас это городская окраина с промзоной и унылой жилой застройкой.
В 1998 году Лукьяновы открыли здесь судостроительную верфь и начали производить небольшие прогулочные яхты, катамараны и катера с прозрачным дном под брендом Looker, которые покупают владельцы туристического бизнеса по всему миру. «Лукер» — это от первых букв фамилии Лукьяновых, а еще от английского «наблюдать» и сленгового «красавчик».
Создать судно, с которого можно рассмотреть красоту подводного мира тем, кто не любит дайвинг, братья задумали на Мальдивах, когда впервые попробовали погружение с аквалангом. «Хотелось изобрести гигантское стекло, как в «Двадцати тысячах лье под водой» Жюля Верна», — объясняет Александр. Лодки с прозрачным дном строили и до Лукьяновых. «Но наш подход в том, что через маленькое стекло подводный мир видно плохо, поэтому иллюминатор у нас огромный, два на три метра», — говорит Александр. В 1998-м на ярославской верфи произвели первый электрический «красавчик» на подводных крыльях. При создании иллюминатора для него выяснилось, что у толстого акрила большого размера при формовке возникают оптические искажения, но братьям удалось с этой проблемой справиться — в этом и есть ноу-хау ярославских судостроителей.
Сейчас иллюминаторы делаются из сверхпрочного модифицированного акрила, разбить его, как уверяют судостроители, невозможно, говорят, ни одного случая не было. А если дно все же будет разбито? Каждое судно имеет три резервуара плавучести, даже без нижнего стекла полностью загруженная лодка дойдет до берега со скоростью 10 узлов.
Первый катер с прозрачным дном ярославцы продали владельцу одной из крупнейших сетей отелей на Мальдивах. «Для его доставки клиенту зафрахтовали грузовой отсек самолета Ил-86, привезли наудачу», — рассказывает Александр. С тех пор компания братьев Лукьяновых продала около 100 катеров и яхт. Среди покупателей — арабские шейхи и миллионеры разных стран. Катера с ярославской верфи работают в том числе на Фиджи, в Южной Корее, Вьетнаме, на Маврикии, в ЮАР, Чили, Бразилии, на Андаманских островах, Сейшелах, Гавайях, Канарах, в Италии, Франции, Марокко и Греции.
Братья Лукьяновы создали новое направление в судостроении, их катера с прозрачным дном особенно популярны в Юго-Восточной Азии, отмечает генеральный директор Baikal Yachts Group (строит прогулочные яхты на Чкаловской судоверфи под Нижним Новгородом) Сергей Гмыра: «Судов такого класса с такими большими иллюминаторами в мире нет, я видел только подводные иллюминаторы на огромных круизных катамаранах в Испании».
В 2019 году ГК «Паритет-Центр» заключила соглашение с правительством Ярославской области и начала строить на берегу Волги новую верфь с двумя эллингами для производства электрических туристических судов нового поколения длиной до 35 м.
«Вы не видели нашу большую лодку? Пойдемте!» — приглашает на верфь корреспондента Forbes Александр Лукьянов. Работа тут кипит, и первое больше судно от «Паритет-Центра» — красивый пассажирский катамаран Looker 1100 — почти готово. Это экспериментальная модель, нечто среднее между яхтой и комфортабельным прогулочным теплоходом, объясняет Лукьянов. Строящийся катамаран по заказу компании «Водоходъ» вмещает 260 человек и может развивать скорость 40 км/ч, дальность хода — сутки без подзарядки. Себестоимость судна — около 400 млн рублей, спустить его на воду планируют к навигации 2024 года.
Генеральный директор компании «Водоходъ» Ришат Багаутдинов так объяснил выбор подрядчика: «У компании «Паритет» многолетние компетенции в строительстве катамаранов, и мы оценили качество их судов, поставляемых на экспорт». По его словам, инновационный подход и готовность использовать по максимуму российское оборудование и материалы тоже повлияли на выбор.
В последнее время география клиентов меняется, компания развивает продажи судов в России. «Лукеры», например, катают туристов на Черном море и Байкале. С 2019 года один из «Лукеров» работает на Волге в Ярославле. Сейчас «Паритет-Центр» ведет переговоры с крупной российской нефтегазовой компанией о разработке и строительстве новой модели яхты длиной 33–37 м. Если удастся договориться о цене, ярославские судостроители могут получить заказ на строительство пяти таких судов.
На велосипеде через Волгу
Сибайк у Лукьяновых появился под впечатлением от погружений в тропических морях. «Хотелось превратить человека в амфибию: чтобы оттолкнуться от бортика бассейна или лодки — и парить под водой, — говорит Александр. — А потом вышло как в сказках: младший брат выбрал сибайк, а старший — лодки». Так и распределились роли, каждый теперь курирует свое направление.
Первый патент на сибайк в России Лукьяновы получили в 2013 году, а серийный выпуск начали в 2017 году. Цех по производству водного девайса был открыт в Ярославле на территории бывшего завода «Прогресс».
В разработку сибайка братья вложили около 400 млн рублей. «Это все требовало пресс-форм, матриц, тестов, выездов на моря-океаны, — замечает Александр. — Одних винтов было разработано штук шесть». Сибайк внешне довольно простое устройство, но в нем соблюдено множество параметров: надежность, функциональность, легкость, компактность, гидродинамические качества.
Устройство несколько раз совершенствовали с учетом пожеланий клиентов. Но работать еще есть над чем. «Например, людей на пляже иногда пугает винт, хотя он абсолютно безопасный и вращается медленно. Сейчас разрабатываются решения для этой проблемы», — поясняет Алексей Лукьянов.
Поначалу сибайк продвигали как устройство для дайверов, даже соревнования проводили с акцентом на подводное плавание. Однако потом решили сменить фокус: начали пропагандировать сибайк как массовый вид спорта. Плавание по популярности в России второй после футбола вид спорта, согласно статистике Министерства спорта за 2022 год. Им регулярно занимаются 2,6 млн россиян.
Продвигать новый вид спорта в массы помогают клубы сибайка, которые открылись в Москве, Сочи, Тутаеве, Рыбинске, Краснодаре, Екатеринбурге, Челябинске и Евпатории (всего 14 школ и секций в России). «Это своего рода франшиза: мы бесплатно передаем технологии обучения, объясняем, как работать с клиентами, чтобы они были довольны», — рассказывает Алексей. А школы сами арендуют бассейны и закупают оборудование. Клубы сибайка открываются и за рубежом. Сейчас, например, Алексей развивает такое сообщество на Лазурном Берегу Франции.
Соревнования стали тоже одним из инструментов продвижения сибайка. В 2019 году в первом заплыве Cross Volga, который теперь ежегодно организуют в Ярославле, участвовало около 50 человек, в 2023 году — уже около сотни. Возраст пловцов — от 10 до 70 лет.
Власти города всячески поддерживают новый вид спорта, во время соревнований даже перекрывают судоходство на Волге. «Ярославль стал центром этого вида физической активности, в области уже около 200 человек, занимающихся с сибайком, не считая многочисленных любителей», — рассказал Forbes начальник управления по физической культуре и спорту мэрии Ярославля Александр Легус. К сибайку, по его словам, «приходят спортсмены, в том числе и достаточно именитые, из смежных отраслей — плавания, триатлона, бега».
«В первый раз мы соревновались в узком кругу, теперь приезжает много новичков из разных городов», — отмечает мастер спорта по триатлону из Рыбинска Евгений Островский. Знакомый посоветовал ему попробовать сибайк, сказал: «Ты же все равно плаваешь и педали крутишь». Потребовалось две-три тренировки, чтобы освоить новое устройство. С тех пор триатлонист участвует во всех соревнованиях с сибайком. В холодный сезон проходит пять-шесть стартов в бассейне, а летом три-четыре в открытых водоемах. Своим главным достижением Евгений считает заплыв на сибайке на 32 км: так несколько спортсменов готовились переплыть Ла-Манш.
«Там, где есть вода — море или река, люди очень интересуются сибайком, я вернулся из Владивостока, там тоже создается клуб», — замечает Александр Аргунов, президент Ярославской областной Федерации подводного спорта.
Компания «Сибайк», входящая в группу «Паритет-Центр», готовит к серийному выпуску электрический аналог устройства (с моторчиком). Братья рассказывают, что предложение продать права на водный велосипед им поступало уже не раз, например от топ-менеджера Amazon, но они отказывались. «Конечно, рано или поздно дело этим закончится, — говорит Алексей. — Наша задача сейчас — чтобы сибайк скупали в спортивных магазинах по всему миру как горячие пирожки».