Минтранс заявил о росте стоимости услуг такси на 44% в отдельных российских регионах
В Минтрансе заявили о росте цен на такси до 44% в отдельных регионах, в среднем по России — на 5%. Основной причиной увеличения цен в министерстве назвали недостаточную подготовку регионов к реализации закона о такси, вступившего в силу с 1 сентября
Рост цен на услуги такси в отдельных регионах России достигает 44%, сообщает РБК со ссылкой на выступление заместителя директора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимира Луговенко на форуме TAXI-2023 в Сочи. Цены выросли в половине регионов, в 45% стоимость услуг такси осталась без изменений, а в 5% — снизились, рассказал Луговенко.
По его словам, в среднем по стране рост цен на такси составил 5%. Замдиректора департамента Минтранса увидел основную причину роста в недостаточной подготовке регионов к новым требованиям, вступившим в силу с 1 сентября. «Это значит, что контроль за такси в этих субъектах не осуществлялся», — сказал он. Среди других причин «отрицательной динамики» он назвал искусственный ажиотаж вокруг нового закона о такси, рост стоимости расходных материалов и санкционное давление.
Средний чек на такси в России с 1 по 7 сентября составил 451 рубль, что на 6% выше уровня прошлого года и на 5% — уровня июля, подсчитали аналитики «Чек Индекс». В Москве, по их данным, средняя стоимость такси выросла на 14%, до 785 рублей. Замначальника отдела автомобильного транспорта департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Ирина Саукова ожидает, что к концу 2023 года стоимость проезда на такси в России увеличится на 10%. В сентябре цены росли не на фоне нового закона, а в том числе из-за сезонности, полагает она.
В дальнейшем стоимость услуг такси будет расти примерно на уровне инфляции, но роль сыграет также новая регуляторика и затраты, которые она несет для участников рынка, считает Саукова. Глава Объединения самозанятых России Игорь Жмакин сказал РБК, что ожидает рост цен на услуги такси в два раза к концу года. «Регуляторные изменения приведут к большим издержкам таксистов, на фоне которых количество водителей может сократиться на 2/3. Если будет меньше водителей, цены взлетят», — объяснил он свои ожидания.
По его словам, на ценах скажутся необходимость покупать дорогостоящую страховку для такси, перекрашивания автомобилей, прохождения медицинского и технического осмотров и другие требования. Закон направлен на «обеление» рынка, но может привести к обратному эффекту, сказал Жмакин. Заместитель директора Ситуационного информационного центра Минтранса (разработчик и оператор ФГИС «Такси») Сергей Соловьев сообщил на форуме, что в системе зарегистрировались 654 самозанятых таксиста. По ранее действовавшим для такси требованиям информацию передавали 61 000 индивидуальных предпринимателей (ИП) и 3400 юрлиц. Сейчас зарегистрировалась небольшая часть ИП и юрлиц, они должны сделать это до декабря 2023 года.
Сведения в систему, по словам Соловьева, не внесли около 40 регионов. Луговенко рассказал, что только 23% регионов выпустили все необходимые по закону о такси правовые акты; еще 63% дорабатывают документы и планируют выпустить их в ближайшее время. Отсутствие подзаконных актов не освобождает от необходимости соблюдения закона. Ранее Минтранс прогнозировал, что ФГИС «Такси» должна охватить более 20 млн граждан и 453 000 легковых такси.
Госдума приняла закон о регулировании работы такси в последнем чтении в декабре 2022 года, тогда же его одобрил Совет Федерации и подписал Владимир Путин. Согласно закону, перевозить пассажиров и багаж можно только на основании разрешения, выданного уполномоченным органом региона юрлицу, ИП или физлицу и подтвержденного записью в реестре перевозчиков. Закон также ввел требования к внешнему виду легкового такси: контрастные шашки на боковой поверхности кузова, опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше, установленная властями региона цветовая гамма кузова и другие.