Минтранс проработает возможность передачи между авиакомпаниями самолетов с экипажем
«Аэрофлот» и Минтранс проработают возможность «мокрого» лизинга — так называют передачу самолетов c экипажами между авиакомпаниями. Крупным авиакомпаниям такая схема лизинга позволит удовлетворять спрос на перевозки, рассказал гендиректор «Аэрофлота» Александровский
Минтранс и «Аэрофлот» разработают проекты необходимых для «мокрого» лизинга — передачи самолетов с экипажем между авиакомпаниями — нормативных актов. Об этом рассказал журналистам генеральный директор «Аэрофлота» Сергей Александровский в кулуарах Восточного экономического форума во Владивостоке, передает РБК. Он отметил, что «Аэрофлоту» нужна возможность передавать самолеты вместе с экипажами между перевозчиками группы, куда также входят «Россия» и «Победа», или привлекать воздушные суда из парка других авиакомпаний.
«Если у какой-то авиакомпании в низкий сезон нет потребности в самолетах, то мы сможем взять емкости под свою сеть, и наоборот», — сказал Александровский. Александровский не раскрыл деталей и сроков разработки механизма российского «мокрого» лизинга с Минтрансом. Источник, знакомый с планами Минтранса, подтвердил, что ведомство прорабатывает эти вопросы. В Минтрансе отказались от комментариев.
В мае 2023 года директор юридического департамента «Аэрофлота» Анна Хомякова заявила на Петербургском международном юридическом форуме, что «мокрый» лизинг — это возможность восполнить дефицит парка самолетов при появлении новых направлений и росте пассажиропотока, сохранить воздушные суды на социально значимых направлениях и снизить риски, связанные с дефицитом персонала. Позицию «Аэрофлота» разделяют в крупнейшей частной авиакомпании России S7, сказал тогда ее заместитель гендиректора по правовому обеспечению Максим Астафьев.
Руководитель практики транспорта и финансирования активов BGP Litigation Владислав Риков рассказал, что с точки зрения договорного обоснования «мокрый» лизинг в российском праве допускается в рамках аренды транспортного средства с экипажем. Но такая форма аренды не урегулирована на уровне транспортного законодательства — по сути, это порождает запрет на «мокрый» лизинг в России, отметил Риков. Авиационный эксперт Григорий Померанцев отметил, что таким крупным авиакомпаниям, как «Аэрофлот» и S7, возможность «мокрого» лизинга была бы интересна для планирования дополнительных провозных емкостей на среднесрочную перспективу, например для удовлетворения спроса в высокий сезон.
«Мокрый» лизинг — важный инструмент для обеспечения коммерческой и операционной гибкости в работе авиакомпаний, сказал директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий. Этот механизм попал под запрет в 1990-е годы, когда возникал риск полной неразберихи с угрозой безопасности полетов, напомнил он. Если «Аэрофлоту» удастся добиться отмены запрета не только для себя, но и в целом для отрасли, это будет важный успех, добавил старший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Игорь Смирнов.
«Мокрый» лизинг может стать также спасительным для некоторых авиакомпаний, имеющих флот, который можно передать в аренду временно другим игрокам — они смогут выиграть время на восстановление собственной деятельности, сказала эксперт консалтинговой компании НЭО Елена Варламова. Инструмент вряд ли даст положительный эффект для отрасли, возразил директор по развитию воздушного транспорта Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ) Александр Терентьев: «от внутренней миграции флота толку мало», а ни одна из других стран «не даст свои самолеты на эксплуатацию в Россию». «Мокрый» лизинг иностранных самолетов вызывает вопросы с точки зрения санкционных ограничений, предупредил Риков.