Накануне отопительного сезона, который в Европе длится с начала октября по конец марта, Еврокомиссия (ЕК) рапортовала, что Евросоюз к нему готов. Последний (летний) прогноз комиссии полон оптимизма: во II квартале 2023 года средние цены на газ оказались на 15% ниже, чем ожидалось весной, на электроэнергию — на 11% ниже. В III квартале нынешнего года ЕК ожидает снижения цен на газ по сравнению с весенним прогнозом на 21%, на электроэнергию — на 25%. Еврокомиссия сообщает, что европейские газохранилища практически заполнены, и объясняет этот результат в первую очередь активным переходом на сжиженный природный газ (СПГ), а также тем, что домохозяйства скорректировали энергопотребление.
ЕС поставил цель — заполнить газохранилища на 90% к 1 ноября, но достиг этого объема уже к 18 августа. К этому моменту, говорится в документе Еврокомиссии, объем газа в хранилищах был эквивалентен 93 млрд куб. м. По данным Gas Infrastructure Europe, газохранилища Европы на 12 сентября 2023 года были заполнены уже на 93,86%, что больше 84,24% на ту же дату в прошлом году и 70,48% — в 2021-м, хотя и близок к объемам 2020-го (93,1%) и 2019-го (94,12%). «Таким образом, ЕС сейчас находится в гораздо лучшем положении с точки зрения поставок газа накануне предстоящей зимы», — утверждает Еврокомиссия. К 2027 году ЕС намеревается полностью отказаться от поставок российских энергоносителей.
История отказа
После прошлогоднего энергетического кризиса, вызванного «спецоперацией»* России на Украине, Евросоюз принял целый ряд мер для лучшей подготовки к зиме. Например, был перевыполнен план о сокращении потребления газа на 15%. С августа 2022 года по май 2023-го потребление удалось снизить на 18%, или на 53 млрд куб. м, по сравнению со средним потреблением в 2017–2021 годах. Впрочем, признает ЕК, сокращение спроса на газ было достигнуто не только за счет энергосбережения, но и из-за частичной замены газа углем и сокращения производства в некоторых энергоемких отраслях, таких как металлургия, химическая и целлюлозно-бумажная промышленность.
ЕС диверсифицировал поставки энергоносителей и устранил узкие места в поставках СПГ. В то время как общий импорт газа из России в 2022 году сократился на 80 млрд куб. м, или в два раза, импорт СПГ из США увеличился более чем вдвое (примерно до 50 млрд куб. м). В ЕС также в 2022 году было введено в строй рекордное количество ветровых и солнечных энергетических установок общей мощностью более 56 ГВт, что, по расчетам ЕК, должно снизить потребление природного газа в энергетическом секторе на 11 млрд куб. м в год.
Был также установлен временный потолок цен на деривативы, чтобы нивелировать резкий рост биржевых цен на газ. Этот механизм включается автоматически, если цена в течение трех биржевых дней превышает €180 за МВт-ч или примерно $2000 за 1000 куб. м. Это решение распространяется на все европейские биржи с 1 мая 2022-го по январь 2024 года, хотя до сих пор потребности в нем не возникало. Также был утвержден механизм совместных закупок газа, в том числе совместного заполнения подземных хранилищ газом на 15%, и обмена газом между государствами ЕС.
Опубликованный 11 сентября опрос общественного мнения Eurobarometer показал, что европейцы в большинстве своем поддерживают все эти меры. Так, 86% опрошенных поддержали инициативы, предпринятые на европейском уровне по ограничению роста цен на энергоносители, 82% поддержали совместную закупку газа государствами — членами ЕС, 80% отметили необходимость сокращения чрезмерной зависимости от России, а 79% выступили в поддержку мер по снижению энергопотребления. В то же время, по данным Евростата, в 2022 году 9,3% населения ЕС заявляли, что не могли обеспечить достаточное количество тепла в своих домах. Самая высокая доля людей, не способных обеспечить нормальный обогрев жилища, была зарегистрирована в Болгарии (22,5%), на Кипре (19,2%) и в Греции (18,7%), а самая низкая — в Финляндии (1,4%), Люксембурге (2,1%) и Словении (2,6%).
Европейский оптимизм
Газовый баланс на рынке ЕС определяется соотношением потребления, текущего импорта и накопленных запасов в подземных газовых хранилищах (ПХГ), рассуждает в беседе с Forbes директор по исследованиям и развитию Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев: «Все три показателя говорят в пользу безболезненного прохождения отопительного сезона. Запасы на 12 сентября составляют уже 93,9% от номинальной мощности — на уровне рекордного 2019 года, когда запасы копились на случай остановки украинского транзита [газа]. Прирост запасов в последние недели замедлился, что вполне естественно, но продолжается довольно бодро, теоретически уже к началу октября их можно довести до 100%. Одновременно, начиная с июля, резко активизировалась закачка газа в украинские ПХГ европейскими трейдерами. Несмотря на определенные проблемы в Норвегии (связанные с плановыми ремонтными работами на газодобывающих мощностях), предложение газа из других источников, в том числе СПГ, остается стабильным, и пока не видно причин, почему ситуация может принципиально измениться».
Вероятность дефицита газа зимой в ЕС крайне мала, согласен аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман: «Запасы газа в ПХГ не покрывают потребностей региона, однако меры по экономии вместе с повышенным объемом поставок СПГ позволили компенсировать ЕС выпадающие поставки российского газа. На наш взгляд, пока угроза дефицита сохраняется, страны ЕС продолжат придерживаться мер по экономии, несмотря на ущерб для промышленности. При этом от температуры, а значит, и объема потребления зимой будет зависеть уровень заполненности ПХГ, с которого европейцам придется начать готовиться к следующему отопительному сезону. Из-за этого в случае холодной зимы вероятны всплески цен. Однако мы не ожидаем повторения паники 2022 года и полагаем, что даже в сценарии холодной зимы цены на газ не поднимутся выше $700–800 за 1000 куб. м».
Риски остаются
Еврокомиссия права, когда беспокоится о восстановлении спроса на газ, отмечает старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Рональд Смит. «Во-первых, я не сомневаюсь, что большая часть сокращения спроса на 18% была непосредственно связана с рекордно высокими ценами на газ, — отмечает он. — Поскольку цены вернулись в более нормальный диапазон по сравнению с прошлым годом, следует ожидать увеличения спроса. Во-вторых, упомянутое сокращение должно быть обусловлено погодными условиями, а это означает, что спрос на самом деле снизился еще больше из-за очень теплой прошлой зимы. Даже нормальная зима, не говоря уже о холодной, значительно повысит спрос».
В целом аналитик согласен с тем, что картина спроса и предложения выглядит положительно для Европы на ближайшие два месяца. «Но как только начнется отопительный сезон, запасы газа, вероятно, начнут быстро сокращаться, — отмечает Смит. — Хранилища уже заполнены почти на 95%, то есть фактически полностью, так что Европе придется использовать ближайшие шесть-восемь недель для создания еще больших запасов газа в преддверии зимы».
В Европе легкое головокружение от успехов: все считают, что хранилища заполнены, потребление снизилось, особенно в промышленности, отмечает независимый аналитик Елена Ананькина: «Но, насколько я понимаю, риск полностью не ушел, пока не включились новые СПГ-мощности США и Катара. И если сильно не повезет с погодой, как в случае с Beast from the East (волна сибирского холода, которая накрыла европейский континент с 24 февраля по 4 марта 2018 года, установив рекорды низких температур во многих частях Европы. — Forbes), перебои возможны. Ведь в прошлом году погода играла за европейского потребителя».
Ананькина также не считает, что стабилизация цен на газ на комфортном уровне приведет к массовому перезапуску энергоемких производств в Европе. «Сегодня цена стабилизировалась, но если зимой подморозит, промышленности придется покупать газ задорого или даже отказываться от части газа в пользу отопления жилья, — говорит аналитик. — По сути, Европа — импортер дорогого газа по волатильным спотовым ценам. Энергоемким производствам в принципе невыгодно там быть, они уже давно мигрируют в страны с дешевым газом или в страны с менее жестким экологическим регулированием — США, Ближний Восток, Китай».
Российский СПГ пробрался в Европу
После падения поставок трубопроводного газа из России в Европу поставки российского СПГ, на который не распространяются ограничения, существенно выросли. По данным международной некоммерческой организации Global Witness, в период с января по июль 2023 года страны ЕС закупили 22 млн куб. м российского СПГ — на 40% больше, чем за тот же период 2021 года. По оценкам Global Witness, страны ЕС потратили за первые семь месяцев 2023 года почти €5,3 млрд на покупку более половины всего российского СПГ. Испания и Бельгия были вторым и третьим по величине покупателями российского СПГ в мире, уступив только Китаю.
Поставки российского СПГ в Европу в январе — августе текущего года остаются на уровне 2022-го, уточняет Белогорьев из Института энергетики и финансов. Рост поставок российского СПГ на 40% в условиях низкой базы не так уж и впечатляет в сравнении с масштабом утраченного российского газового импорта, скептична Ананькина: «Для того Европа и строила СПГ-терминалы, чтобы частично заткнуть дыру от потери российского газа. Структура газового импорта изменилась, вместо трубопроводного газа Европа получает СПГ, за что и боролась», — утверждает аналитик.
Возможности нарастить экспорт российского СПГ в Европу ограничены поставками с «Ямал СПГ» и небольших заводов «Газпрома» и «Новатэка» на Балтике — другой крупный СПГ-проект «Сахалин-2» расположен слишком далеко [от Европы], и сама логистика определит, что газ оттуда в 95% случаев будет поставляться в Китай, Японию или Южную Корею, считает Смит из «БКС Мир инвестиций».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.