Аналитики зафиксировали всплеск продаж в российских аптеках биодобавок от похмелья
Аптеки зафиксировали всплеск продаж БАДов, применяемых при похмелье. За первое полугодие спрос на биодобавки от похмелья в аптечных сетях подскочил более чем на 55%. Производители массово выводят такие средства на рынок, в будущем их продажи могут перетечь на маркетплейсы, отмечают эксперты
По итогам первой половины 2023 года продажи в аптеках биологически активных добавок (БАД), используемых при симптомах похмелья, увеличились в натуральном выражении на 55,6%, до 1 млн упаковок. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на подсчеты DSM Group. В денежном выражении продажи добавок от похмелья выросли на 90,4%, до 165,4 млн рубля без учета НДС. Такой рост в деньгах аналитики объяснили заметным подорожанием БАДов в рознице.
В аптечном ретейлере «36,6» сообщили, что продажи антипохмельных добавок в первом полугодии в сети выросли на 274% год к году, до 49 900 упаковок. В DSM Group отметили, что самую высокую динамику продаж добавок, применяемых при похмелье (рост на 413%), в аптечной рознице показал выведенный на рынок в 2022 году «Алкозинал». Это объясняется низкой базой прошлого года. На втором и третьем местах среди лидеров продаж «Алкодетокс» (рост на 36%) и «Антиполицай» (на 35%).
Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк уточнил, что крупные поставщики добавок при похмелье — это новосибирский «Биосан», «Продмаркет» и австрийская Ed. Haas. На их долю приходится около 73% продаж в деньгах в этом сегменте, добавил собеседник. Аналитики подсчитали, что в первом полугодии продажи всех типов БАДов в натуральном выражении сократились на 3,4%, до 190,5 млн упаковок, зато в денежном — увеличились на 7%, до 59,6 млрд рублей. В первые шесть месяцев года в стране, по данным Росстата, произвели 10 200 тонн БАДов, это на 29,7% больше год к году.
Исполнительный директор СРО «Союз производителей БАДов к пище» Александр Жестков связал рост продаж с активным продвижением добавок производителями и импортерами. Шуляк напомнил, что БАДы дешевле и быстрее зарегистрировать — потребуется около трех месяцев и несколько сотен тысяч рублей, а для лекарств — минимум полтора года и десятки миллионов рублей. По оценке Шуляка, действующая с 1 сентября 2023 года обязательная маркировка БАДов вряд ли существенно повлияет на продажи этих средств, но с рынка могут уйти небольшие производители.
Шуляк прогнозирует дальнейший рост розничных продаж добавок в денежном выражении при сокращении в натуральном выражении. Увеличение продаж БАДов могут показать маркетплейсы — требования к ним при продаже таких средств ниже, чем для офлайн-аптек, считает собеседник газеты. Источник среди фармацевтических ретейлеров сказал, что продажи добавок в рознице растут за счет собственных торговых марок (СТМ) аптек — сети могут реализовывать их со значительными скидками. По данным DSM Group, на долю СТМ в сегменте БАДов приходится около 45%.
Во Всероссийском союзе пациентов полагают, что активное продвижение добавок в рознице привело к тому, что в 62% случаев фармацевты в аптеках рекомендуют эту продукцию, а в 15% случаев такие средства не включены медэкспертами в перечень необходимых препаратов при указанном состоянии. По словам директора ЦИФРРА Вадима Дробиза, рост спроса на БАДы от похмелья связан и с тем, что «в России повышается культура потребления легального алкоголя», которое в 2018–2022 годах увеличилось на 6%. По данным Росалкогольтабакрегулирования, с начала года по июль включительно розничные продажи алкогольных напитков без учета пива, сидра и медовухи выросли на 4% год к году, до 126,85 млн долл.