«Автоваз» выйдет из капитала крупнейшего в России производителя запчастей
«Автоваз» выйдет из капитала группы ОАТ — крупнейшего в России производителя автозапчастей и компонентов. Он передаст 40% компании «Камаз». Сделка была предопределена соглашением, подписанным еще владевшими «Автовазом» Renault и «Ростехом», и не должна сказаться на партнерстве автоконцерна с ОАТ, заявил топ-менеджер компании
«Автоваз» выйдет из капитала группы «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), крупнейшего в России производителя автозапчастей и компонентов для автопрома. Об этом РБК сообщил источник, близкий к ОАТ, и подтвердил вице-президент «Автоваза» по закупкам Михаил Соснин.
По данным РБК, автопроизводитель передаст 40% ОАТ, которыми владеет с конца 2021 года, «Камазу». После завершения сделки «Камаз» будет единолично контролировать группу. Соснин пояснил, что процесс выхода «Автоваза» из капитала ОАТ был предопределен акционерным соглашением, подписанным еще прошлыми владельцами компании — французской Renault и «Ростехом». По словам топ-менеджера, сделка носит безденежный характер.
Соснин добавил, что выход «Автоваза» из капитала группы не должен сказаться на его партнерстве с ОАТ. Передача акций не скажется на поставках компонентов, поскольку ОАТ — один из крупнейших поставщиков для «Автоваза», отметил в беседе с РБК главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. «То, что ОАТ делает для «Автоваза», ему негде сейчас по таким ценам купить. В свою очередь, ОАТ некому больше это продавать. Поэтому это связанные партнеры», — пояснил он.
«Автоваз» хотел стать совладельцем ОАТ еще в 2015 году, но получил его акции только в 2021 году за долги, которые образовались еще во времена, когда группой владел «Оборонпром» (ликвидирован «Ростехом» в 2018 году). Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в конце 2020 года отмечал, что долг ОАТ перед «Автовазом» составляет 10 млрд рублей. Представитель «Камаза», 47,1% которого принадлежит «Ростеху», тогда пояснял, что передача акций «Автовазу» необходима для создания партнерства и развития компетенций ОАТ в области производства автокомпонентов.
Соснин, выступая на выставке «Иннопром», отмечал, что после ухода Renault из России и передачи «Автоваза» государству от сотрудничества с заводом отказались глобальные поставщики компонентов, что вынудило автопроизводителя вернуться к локальным поставщикам «со сниженными ресурсами» продукции. Этот шаг выявил ряд проблем: потерю инженерных компетенций, нехватку производственных мощностей, износ оборудования, слабое финансовое состояние, отток персонала, указал топ-менеджер.
В Минпромторге, который контролирует ФГУП «НАМИ», владеющее почти 68% «Автоваза», заявили, что ведомство реализует комплекс мер поддержки, направленный в том числе на развитие российской компонентной базы. Речь идет о субсидировании НИОКР и затратах на реинжиниринг, кластерной инвестиционной платформе и программе Фонда развития промышленности «Автокомпоненты». Сейчас уже профинансированы проекты на около 50 млрд рублей, заявили в министерстве.