К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

ВШЭ не увидела адаптации к санкциям не вовлеченных в мировой рынок компаний


Около 56% компаний в обрабатывающей отрасли пытались активно адаптироваться к санкциям и сумели реализовать потенциал импортозамещения в областях, где был выбор технологий и поставщиков, выяснили эксперты ВШЭ. При этом треть компаний, в основном отсталых технологически, и не пыталась приспособиться к санкциям, рассчитывая на помощь государства

К концу 2022 года российским компаниям удалось довольно успешно использовать адаптационный потенциал и добиться «легкого» импортозамещения в областях, где был выбор технологий и поставщиков, следует из доклада НИУ ВШЭ «Новые возможности российских компаний», с которым ознакомились «Ведомости» и «Коммерсантъ». При этом треть компаний не принимала никаких мер по адаптации к санкциям — такие предприятия характеризуются низким технологическим уровнем, не включены в мировой рынок и менее подвержены ограничениям.

Доклад подготовлен по результатам опроса топ-менеджеров 1860 предприятий обрабатывающей промышленности.

Из него следует, что 56% этих компаний активно реагировали на санкции. Среди основных вариантов был поиск новых поставщиков, в том числе иностранных  (на них переключились 22% предприятий) и российских (19%), а также сокращение издержек (19%). 10% респондентов сообщили о выходе на новые рынки, 8%  — о собственной разработке новых продуктов и технологий (8%) и реорганизации системы управления и логистики (8%).

 

Но проблему критической импортозависимости решить не удалось: у 25% обрабатывающих компаний в 2022 году не было аналогов импорта ни в России, ни в «дружественных» странах. Около 70% предприятий продолжают использовать зарубежную продукцию из-за ее более высокого качества или новизны.

Около трети компаний не предприняли никаких мер по адаптации к санкциям, что авторы доклада назвали «эффектом колеи»: такие компании вели себя пассивно и не предпринимали никаких мер и в период пандемии. «Такая «застойная пассивность» — это дополнительный риск реаллокации государственных ресурсов в пользу неэффективных компаний и снижения результативности антикризисной политики государства», — отмечается в докладе.

 

Российские компании пока не сформировали четкие долгосрочные стратегии адаптации к санкциям, но со временем использование адаптационного потенциала усиливалось, отмечают эксперты ВШЭ. Один из авторов доклада — директор по экономической политике НИУ ВШЭ Юрий Симачев объяснил «Ведомостям», что пока «компании собрали нижние плоды», переключившись на поставщиков из России или «дружественных» стран. «Более фундаментальные изменения еще впереди: чтобы найти альтернативные сложные технологии, требуется много времени», — заявил он. И обратил внимание на определенный парадокс: компании, которые были интегрированы в глобальные цепочки, сильнее ощутили санкции, но и смогли лучше на них отреагировать.

Всего санкции затронули 65% компаний, следует из опроса. 47% руководителей бизнеса, принявших в нем участие, заявили о в целом положительном или по крайней мере нейтральном эффекте санкций. 28% отметили, что сумели использовать открывшиеся благодаря санкциям перспективы: 9% компаний сумели нарастить долю на традиционных рынках, 7% фирм нашли ниши для новых продуктов, 6% вышли на новые для себя рынки, 4% привлекли квалифицированные кадры. 

В середине января Bloomberg писал, что в России завершилась эпоха «дивидендных аристократов», когда крупные российские бизнесмены могли жить богато благодаря огромным прибылям своих компаний, а также высоким ценам на сырье. Некоторые бизнесмены, с которыми поговорило агентство, прогнозировали, что перспективы бизнеса в России будут становится все тусклее. Кроме того, на фоне призывов, звучащих из Госдумы, некоторые богатейшие люди России опасались, что их активы могут перейти к «более лояльным» конкурентам или даже быть национализированы.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+