Экономисты Татьяна Бабина (Колумбийский университет, Нью-Йорк, США), Бенджамин Хильгеншток (Университет «Киевская школа экономики», Киев, Украина), Олег Ицхоки (Университет Калифорнии в Лос-Анджелесе, США), Максим Миронов (Международный Европейский университет, Мадрид, Испания) и Елена Рыбакова (Институт международных финансов, Вашингтон, США) опубликовали совместное исследование «Оценка воздействия международных санкций на экспорт российской нефти». В 31-страничном труде авторы излагают свои выводы о том, что вступившее в силу 5 декабря 2022 года эмбарго Европейского союза на импорт российской нефти и потолок цен на нее, введенный странами «Большой семерки» (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия и Канада), не привели к падению цен ниже установленного потолка в $60 за баррель. Россия смогла перенаправить нефтяные потоки на альтернативные рынки — в Индию, Китай и Турцию.
Авторы допускают, что для более полного определения эффективности механизма ограничения цены на нефть понадобятся дополнительные исследования, включая анализ данных за первые месяцы 2023 года.
Предполагалось, что G7 будет проводить ревизию потолка раз в два месяца с учетом изменений на рынке и устанавливать его на уровне не менее чем на 5% ниже среднерыночной цены на российскую нефть, рассчитанной на основе данных, предоставленных Международным энергетическим агентством. Однако позже «семерка» сообщила, что первая такая ревизия будет проведена в марте.
Потолок был введен в дополнение к принятому ЕС решению отказаться от импорта российской нефти по морю с 5 декабря, к которому позже присоединилась Великобритания. США, Канада и Австралия ввели соответствующие запреты еще раньше. Исключение было сделано для Японии, которая сможет получать российскую нефть с проекта «Сахалин-2» без ограничений до 30 сентября 2023 года, для Болгарии, которая сможет импортировать нефть по морю до конца 2024 года, и для европейских государств, не имеющих выхода к морю. Такие государства смогут продолжать импортировать нефть из России морем, если поставки по трубопроводу «Дружба», которые не подпадают под ограничения, прервутся.
Потолок цен был введен на всю российскую нефть, перевозимую морским путем, без указаний конкретных ее сортов. Кроме Urals, экспортной смеси, состоящей из тяжелой высокосернистой нефти Урала и Поволжья, и легкой западносибирской нефти, традиционно поставлявшейся в Европу и продававшейся с дисконтом к эталонной смеси Brent, Россия производит еще ряд сортов, которые обычно торговались с премией к Brent.
Это, в частности, низкосернистый сорт ESPO (Eastern Siberia — Pacific Ocean) — восточносибирская нефть, поставляемая по магистральному нефтепроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). Эту нефть импортировали страны Азии, а также США через порт Козьмино в Приморском крае. К низкосернистым также относятся нефть сорта Sokol, добываемая в проекте «Сахалин-1» и вывозимая через порт Де-Кастри в Хабаровском крае, и Vityaz, которую добывают в рамках проекта «Сахалин-2» и экспортируют в страны Азиатско-Тихоокеанского региона через сахалинский порт Пригородное. Vityaz также входит в состав смеси Sakhalin Blend вместе с газовым конденсатом с Киринского газоконденсатного месторождения на шельфе Сахалина. Из этой смеси можно выработать больше бензина и дизельного топлива, чем из некоторых других сортов нефти.
Средняя цена на российскую нефть выше потолка
По словам авторов исследования, после введения ценового потолка, который должен был удержать цену на российскую нефть ниже $60 за баррель в декабре 2022 года, средневзвешенная цена российской нефти, включающая все ее экспортные сорта, составила около $74 за баррель. Цена эта практически не изменилась по сравнению с ноябрем, хотя, признают авторы исследования, цена на Urals в декабре снизилась на 23% по сравнению с предыдущим месяцем — до $52 за баррель. По данным Минфина, цена на Urals в декабре составляла $50,47 за баррель, в январе 2023 года она снизилась до $49,48 за баррель, а в феврале составила $49,56 за баррель. Минфин для расчета налогов использует котировки независимого агентства Argus, хотя и рассматривает возможность использования альтернативных котировок.
«Наши расчеты показывают, что Россия продает сырую нефть по средним ценам, значительно превышающим ценовой потолок G7 в $60 за баррель, и что дисконт по отношению к Brent снизился к концу года примерно до $7 долларов за баррель», — говорится в исследовании.
Авторы отмечают, в частности, что при экспорте российской нефти из тихоокеанских портов установленный G7 ценовой потолок не соблюдается: средние цены в период после введения эмбарго и установления ценового потолка составляют около $82 за баррель. Кроме того, около 50% нефти из России перевозится российским Совкомфлотом или теневым флотом, что позволяет стране обходить санкции, пишут авторы исследования.
В публикации говорится, что перевозки нефти из российских портов на Балтийском море, бывшие в прошлом самым важным экспортным каналом, резко сократились. Зато Китай продолжил закупать значительные объемы нефти из России, и закупки Индии резко увеличились. В IV квартале 2022 года на две эти страны вместе с Турцией пришлось две трети всего российского экспорта сырой нефти, в I квартале прошлого года на них приходилось 30%, пишут эксперты. Они отмечают, что Россия предлагает большие скидки торговым партнерам, особенно Индии, чтобы иметь возможность экспортировать достаточные объемы нефти из балтийских портов, ранее использовавшихся для поставок в Европу. По данным авторов исследования, Россия поставляет через балтийские порты 800 000 баррелей в сутки в Индию с дисконтом в $22 на баррель к Brent и 150 000 баррелей в сутки в Китай с дисконтом в $16.
«Несмотря на распространенное мнение, что Китай получает большие скидки при покупке российской нефти, это мнение неверно, — говорится в исследовании. — На основе транзакций, зарегистрированных в российской таможенной службе, мы рассчитали среднюю цену поставок из порта Козьмино (Находка) в $84 за баррель. При этом трубопроводная нефть немного дешевле — $81 за баррель. Индия получает значительно меньшую скидку при поставках из тихоокеанских портов по сравнению с поставками из портов на Балтике — всего на $10-11 за баррель».
Россия согласится на более низкие цены
Авторы исследования полагают, что эмбарго ЕС и введение «Большой семеркой» потолка цен не достигли желаемого результата, потому что «санкции в отношении российских энергоносителей были введены только к концу 2022 года, но мировые цены на нефть и газ резко выросли, и российский экспорт товаров достиг рекордных $532 млрд, что привело к рекордно высокому положительному сальдо торгового баланса в размере $316 млрд».
По данным Минфина, нефтегазовые доходы хоть и выросли в 2022 году на 28% (или на 2,5 трлн рублей) по сравнению с 2021 годом, составив 11,6 трлн рублей, они сократились уже в январе 2023 года на 46% к январю 2021 года — до 425,5 млрд рублей, в первую очередь из-за падения цен на нефть и объемов экспорта газа. А в январе-феврале доходы от продажи нефти и газа составили 947 млрд рублей, снизившись на те же 46% к аналогичному периоду прошлого года. В январе федеральный бюджет недополучил 54,5 млрд рублей запланированных нефтегазовых доходов, а в феврале этот показатель достиг 160,2 млрд рублей. Эту недостачу Минфин намеревается покрыть за счет продажи иностранной валюты на внутреннем рынке.
Авторы исследования считают, что потолок цен на сырую российскую нефть должен быть снижен как можно скорее. «Хотя мы понимаем обеспокоенность по поводу стабильности рынка и роста цен на нефть, период после введения эмбарго демонстрирует, что Россия готова согласиться на более низкие цены на некоторые виды своих поставок и она вряд ли сократит их объемы, пока уровень потолка превышает производственные затраты, — говорится в исследовании. — Снижение потолка может значительно повлиять на доходы России от экспорта сырой нефти. Таким образом, мы поддерживаем призыв Международной рабочей группы по российским санкциям установить ограничение в $35 долларов за баррель (российской нефти) и предложить аналогичный агрессивный подход к установлению предельных цен на нефтепродукты».
Международная рабочая группа по вопросам санкций против России, которую возглавляют руководитель офиса президента Украины Андрей Ермак и экс-советник президента США по вопросам национальной безопасности Майкл Макфол (известная как группа Ермака-Макфола), утверждает, что установление потолка на российскую нефть на уровне $35 за баррель приведет к сокращению доходов от российского нефтегазового экспорта до $100 млрд. В то же время этот уровень будет выше, чем средняя себестоимость добычи нефти в России, составляющая $10–15 за баррель, и таким образом сохранит стимул России к поставкам.
Авторы не независимы
Российские эксперты подозревают западных коллег в необъективности. «Первая мысль, которая приходит в голову — это то, что работа написана скорее как экспертное сопровождение для санкционной политики, а не как исследование с претензией на какую-то академическую объективность, — говорит эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. — Авторы публикации не скрывают, что она написана во взаимодействии с группой Ермака-Макфола, которая продвигает санкции. Это указывает на ангажированность экономистов, участвовавших в написании исследования».
С ним согласен его коллега, признающий, что в документе приводится достоверная информация. «Несмотря на достоверные данные, надо отметить, что в подготовке исследования участвовали экономисты, активно выступающие за ужесточение ценового потолка, поэтому считать его независимым мнением не приходится, — отмечает старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. — Тем не менее, ничто не помешает заинтересованным лицам в рамках G7 ссылаться на него при обсуждении перспектив пересмотра действующего ценового потолка». Заключение экспертов может стать основным аргументом сил, лоббирующих дальнейшее снижение индикаторного уровня, полагает Блохин.
Исследование оставляет вопросы без ответов
В исследовании удивляет рассогласованность проведенного экономического анализа, выглядящего более-менее адекватно (с поправкой на непрозрачность рынка) и тех сугубо политических выводов, которые на нем основаны, отмечает заместитель директора Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. «В тексте неоднократно и вполне справедливо подчеркивается, что ключевую роль в увеличении скидок на российскую нефть сыграл не потолок цен, а эмбарго со стороны ЕС, приведшее к необходимости искать новые рынки сбыта и значительно увеличившее плечо транспортировки из портов Балтийского и Черного морей, — рассуждает эксперт. — При этом в исследовании нет внятного обоснования эффективности самого потолка цен. Наоборот, лейтмотивом проводится мысль, что в текущем виде он почти не работает и нужно ужесточать контроль и механизмы его соблюдения, — строго говоря, именно в этом состоит основная рекомендация авторов. Хотя почему авторы считают, что такое ужесточение даст результаты, тоже неясно».
Основное «открытие» этой работы, сделанное, как уверяют авторы, на основе «неожиданных и поразительных» первичных таможенных данных, состоит в том, что средние цены на российскую нефть превысили котировки ценовых агентств, говорит Белогорьев. «Строго говоря, ничего особо нового в этом выводе нет. Ни для кого не секрет, что дальневосточные российские сорта торгуются с совсем небольшим дисконтом к Brent. И мало кто верит, что котировки Argus для Urals корректно отражают рыночные цены, — отмечает Белогорьев. — В этой части исследование совсем не поражает, но и не вызывает какого-то внутреннего протеста».
Непонятно другое, говорит эксперт. «Почему, зная все это, авторы призывают к резкому снижению потолка цен? Приводится, хотя никак не обосновывается, уровень в $35 за баррель. Если потолок не работает на относительно высоком уровне, то что сделает его более работоспособным при снижении? — недоумевает Белогорьев. — Единственный довод авторов — приведенные ими сугубо умозрительные расчеты сокращения доходов России от экспорта нефти».
В исследовании хотя и упоминается, но по сути игнорируется изменение структуры фрахта, используемого для перевозок российской нефти. Роль западных компаний в этой структуре сократилась. «На мой взгляд, любые выводы в отношении целесообразности изменения потолка цен в ту или иную сторону бессмысленны, если они не учитывают, как на эти изменения отреагируют российские компании-экспортеры, а их реакция, в свою очередь, прямо зависит от обеспеченности неевропейским фрахтом», — отмечает Белогорьев.
Когда авторы предлагают снизить потолок цен, они полагают, что Россия продолжит поставки, отмечает Митрахович из Финансового университета. С этим, считает он, в принципе, можно согласиться, поскольку российское руководство выбрало курс на то, чтобы максимизировать экспорт, сокращая только то, что никак нельзя не сократить (пример — мартовское снижение добычи на 0,5 млн баррелей). «Но когда они говорят: «Давайте уменьшим потолок до $35», я не очень уверен, что многие российские компании будут хотеть поставлять нефть при такой цене, — говорит Митрахович. — Может быть, они смогут поставлять нефть в ту же Индию, но уже не пользуясь инфраструктурой Запада для перевозок и страховок. Или приложат усилия, чтобы платить больше страховщикам и перевозчикам в самой Индии, на Ближнем Востоке, китайцам. Или Россия будет развивать собственные страховые и судоходные компании, чтобы не работать с западными перевозчиками».
При этом Митрахович допускает, что потолок нефтяных цен может быть опущен. «Моя версия — потолок к лету действительно будут снижать, но не до $35, — говорит он. — Снизят помягче. Может быть, до $50, потом до $45, но никак не до $35».
Данные нерелевантны
В рамках обсуждения результатов введения ценового потолка на российскую нефть эксперты приводят оценку средней стоимости ее реализации в декабре, когда на физические поставки нефти еще не распространялись какие-либо ограничения, говорит Блохин из Альфа-банка. «Контракты на поставку российской нефти в декабре заключались задолго до 5 декабря, когда новые ограничения вступили в силу, что и позволило европейским компаниям и потребителям беспрепятственно получать российскую нефть, а экспортерам — реализовывать ее с умеренным дисконтом», — рассуждает Блохин.
По его мнению, для оценки реальных успехов инициативы G7 экспертам стоило бы привести январские или февральские цифры: по расчетам Альфа-Банка, в начале 2023 года стоимость реализации российской нефти в среднем не превышала $66-67 за баррель, что существенно ближе к целевому показателю ценового потолка. «Таким образом, авторы исследования манипулируют доступными на момент публикации отчета данными, игнорируя при этом реальный эффект санкций с целью показать, что в ценах на российскую нефть есть существенная премия, — продолжает аналитик. — Покуда цены на нефть в Европе держатся в коридоре $80-85 за баррель, а эффективный дисконт на российскую нефть марки Urals стабилен на уровне $33-34 за баррель, реальных рыночных аргументов в пользу дальнейшего снижения уровня ценового потолка у G7 на данный момент нет».