Управляющая сетями «Пятерочка» и «Перекресток» X5 Group возглавила список крупнейших импортеров алкоголя в России. За девять месяцев 2022 года она увеличила импорт вина более чем на 30% год к году, до 21,6 млн л. Участники рынка отмечают, что импорт будет перераспределяться в пользу крупных игроков, а торговые сети имеют преимущества в прямом импорте
В списке крупнейших импортеров алкоголя сменился лидер — новым стала X5 Group. Группа за девять месяцев года увеличила импорт вина на 31% год к году, до 21,6 млн л, а ее ввоз всех спиртных напитков превысил 24 млн л. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на полученные газетой данные.
По данным газеты, у ставшей второй в списке крупнейших импортеров алкоголя Luding Group ввоз вина вырос на 13%, до 20,3 млн л, у структуры Bacardi (бренд Martini) — на 38%, до 15,5 млн л. Общий импорт вина за то же время снизился на 5%, до 260,5 млн л, а ввоз в Россию крепких напитков упал почти на 40% год к году, до 38,9 млн л. В X5 сообщили о расширении ассортимента и географии импорта, добавились в том числе поставки из Армении, Грузии, Азербайджана и Турции. Группа расширила линейку ввозимых товаров под собственными брендами, а росту спроса способствовал уход некоторых зарубежных брендов, сказали в X5.
Руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев отметил, что в последние годы винный рынок во многом развивался за счет прямого импорта сетей, это привело к снижению цен из-за сокращения наценки. Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов сказал, что собственный импорт позволяет сетям оперативно перестраивать закупки, алкоголь же — самая прибыльная категория в ассортименте.
Директор по маркетингу Luding Group Андрей Ушаков рассказал, что компания сохранила устойчивые объемы поставок вин из Старого Света и нарастила импорт из Нового Света — увеличились поставки из Испании и Чили, поставки из Грузии выросли в 1,5 раза. Директор по связям с госорганами в Восточной Европе Bacardi Сергей Пономарев сообщил, что компания планирует до конца года ввезти почти 23,7 млн л игристых вин и вермутов.
Другим крупным алкогольным дистрибуторам — Beluga Group, Ladoga, Fort — также удалось увеличить поставки. Среди причин там называют развитие собственных сетей («Винлаб»); расширение ассортимента за счета роста поставок итальянских игристых вин и запуск оклейки федеральными марками на собственном таможенном складе (Ladoga); рост импорта вин из Аргентины, Грузии, Италии и Испании (Fort). Ушаков ожидает, что перераспределение поставок в пользу крупных импортеров продолжится.
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ, в нее входят X5 Group, «Магнит», «Азбука вкуса», «Дикси» и другие крупные игроки) в октябре сообщала, что в магазинах заканчиваются такие бренды виски, как Aberfeldy, Dewars, Jack Daniel's и Grants, почти исчерпаны запасы рома Bacardi, ликеров Baileys и Sheridan, европейских брендов коньяка и текилы. Минпромторг 3 ноября дополнил перечень разрешенных к параллельному импорту товаров марками алкогольной продукции, например, Bell's, Sheridan's, Jose Cuervo, Black & White, Jack Daniel's, Jim Beam, Johnnie Walker, Macallan, White Horse, Woodford Reserve и других – полный список представлен в приказе Минпромторга.
Помимо прочего, в перечень включили и продукцию Jägermeister – ранее производитель заявил о приостановке поставок в Россию. Ведомство обратило внимание на то, что механизм параллельного импорта будет распространяться только на тот алкоголь, который на сегодня не производится в России, и подчеркнуло, что по винной, коньячной и другой алкогольной продукции внутренняя потребность закрывается полностью.