К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как Китай борется с инфляцией с помощью кнута и лунных пряников

Продажа лунных пряников (Фото CFOTO / Future Publishing via Getty Images)
Продажа лунных пряников (Фото CFOTO / Future Publishing via Getty Images)
Последствия пандемии, политики центробанков ведущих стран и скачки цен на топливо и электроэнергию привели к потребительской инфляции по всему миру. Китай не стал исключением, но на глобальные вызовы реагирует, используя собственные уникальные методы. Рассказываем, как КНР справляется с трудностями

В 2022 году экономика Китая демонстрирует худшие показатели за последние 30 лет. Помимо общих для всех стран факторов, замедление экономической активности в КНР было вызвано еще и исключительно китайскими проблемами: последствиями политики «нулевой терпимости» к коронавирусу, а также кризисом на рынке недвижимости. Поэтому, когда летом инфляция в Китае ускорилась до двухлетнего максимума, это не стало неожиданностью.

Свинина и пряники

Потребительские цены в Китае росли рекордными темпами с июля 2022 года на фоне скачка цен на продукты питания в целом и свинину в частности. Так, 30 сентября цена на свинину составляла 25 юаней ($3,57) за килограмм. Это на 60% больше, чем в начале 2022-го, и на 125% больше, чем год назад. Проблемы начались еще в 2020-м, когда в стране была зафиксирована африканская чума свиней, это привело к потере около 100 млн голов и резкому росту цен на свинину. Тогда правительство, пытаясь исправить эту ситуацию, нарастило импорт свинины, а также начало распродавать мясо из резервов, но цены все равно росли. 

В этот раз власти Китая еще с начала сентября вводят меры, чтобы остановить повышение цен на столь важный продукт: свинина в стране является наиболее популярным видом мяса, ее потребляют в большом количестве практически все слои населения. Как и два года назад, на рынок выпустили свинину из центральных государственных резервов по сниженным ценам: с сентября власти направили на рынок шесть таких партий свинины, их общий объем составил более 100 000 т. Продукт доставляют на региональные распределительные точки, а затем реализуют по сниженным ценам. Наконец, некоторые провинции также выплачивают финансовые субсидии частным свиноводам для увеличения предложения. 

 

Если два года назад власти наращивали импорт, сейчас тренд кардинально изменился: правительство сместило фокус на внутреннее производство и настаивает, что производственные мощности внутри страны способны полностью удовлетворить потребности населения. За первые три месяца 2022 года Китай импортировал 420 000 т свинины, что на 64% ниже показателей первой четверти 2021 года, когда объем импорта достиг 1 160 000 т.  

Еще одним примером того, как Китай борется с инфляцией, стала история с лунными пряниками (юэбинами). Цены на выпечку, которую принято есть и дарить во время Праздника середины осени (Чжунцюцзе 中秋节), увеличиваются каждый год. С 2016 по 2021 год размер китайского рынка наборов с пряниками вырос практически в два раза: с 11,6 млрд юаней ($1,7 млрд) до 16,9 млрд юаней ($2,5 млрд). За последнее десятилетие цены на пряники неоднократно становились предметом обсуждения и осуждения регуляторов. Юэбины принято дарить партнерам и руководителям, поэтому производители вздувают на них цены, покупатели видят в дорогих пряниках символ статусности, а правительство усматривает во всем этом инфляционные риски, избыточную расточительность граждан, а также возможности для коррупции и подкупа. 

 

Правительство заявило, что производство одной коробки лакомства в среднем обходится в 70 юаней ($10), а значит, розничная цена на нее не должна превышать 500 юаней ($70). Кроме того, был наложен запрет на чересчур экстравагантные и дорогие наполнители пряников, вроде акульих плавников или птичьих гнезд. Под запретом и излишества в дизайне упаковки: не разрешено применение драгоценных металлов. 

Впрочем, меры правительства не помешали бизнесу: некоторые продавцы решили все равно выжать максимум из поставленных ограничений, они оценивали один набор пряников в 499 юаней и использовали максимально роскошную упаковку, призванную обосновать высокую цену. 

Социальная справедливость или символ благосостояния

То, что в этом году высококлассным отелям и ресторанам пришлось уложиться в установленный правительством лимит, вполне соответствует провозглашенной Си Цзиньпином цели «достижения всеобщего достатка» и «сокращения социального неравенства». Власти также напомнили населению, что продажа лунных пряников по завышенным ценам не только является отклонением от традиционной культуры и способствует расточительности, но также и оказывает пагубное влияние на социальную атмосферу. Показательно, что в 2000-х при Ху Цзиньтао подобных ограничений на цены никто не вводил: одна упаковка юэбинов в магазинах Пекина в 2004-м могла легко стоить и 1000 юаней ($120) за коробку.

 

Традиционное праздничное угощение начало превращаться в статусный символ начиная с 1980-х, одновременно с ростом китайской экономики. Именно тогда в продаже появились лунные пряники с начинкой из морепродуктов, сливочного сыра и даже дорогого импортного мороженого Häagen-Dazs. В последнее десятилетие на рынке появлялось все больше производителей пряников верхнего ценового сегмента рынка. Например, гонконгская фирма Island Shangri-La предлагает пряники с начинкой из красной фасоли с цедрой 60-летнего мандарина и заварного ванильного крема, а ресторан Tycoon Tann в 2018 году продавал юэбины в уникальных подарочных коробках, созданных в коллаборации с местным художником Джастином Ю. 

По мнению Анастасии Потиевской, эксперта компании China Professionals и консультанта по digital-маркетингу в Китае, коробки с пряниками в КНР в последние годы воспринимают в основном как способ поддерживать «гуаньси», хорошие отношения с партнерами по бизнесу. «В Китае принято, чтобы подарки деловым партнерам выглядели максимально впечатляюще. Зачастую содержание не так принципиально, как упаковка, отсюда и эксклюзивные дизайны коробок с лунными пряниками и, как следствие, огромная наценка», — считает Потиевская. 

Китайский путь борьбы с инфляцией

Согласно данным государственного статуправления, индекс потребительских цен (CPI) Китая — основной показатель инфляции — в сентябре 2022 года вырос на 2,8% в годовом выражении.

За девять месяцев 2022 года индекс потребительских цен в стране увеличился на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

CPI в городах в сентябре в годовом выражении вырос на 2,7%, а в сельской местности — на 3,1%. Продовольственные товары в августе подорожали на 8,8%, непродовольственные — на 1,5%, потребительские — на 4,3%, услуги — на 0,5%. При этом по сравнению с августом этого года показатель вырос на 0,3%.

 

Цены на свежие фрукты в сентябре в годовом выражении выросли на 17,8%, на свежие овощи и зелень — на 12,1%, яйца подорожали на 7,3%, свинина — на 36%, алкоголь — на 1,6%.

Услуги здравоохранения в сентябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года подорожали на 0,7%, цены на образование и культурно-развлекательные мероприятия выросли на 1,2%, на транспорт и связь — на 4,5%, на жилье — на 0,3%, уточняет статистическое управление.

Однако, по мнению анонимного эксперта по Китаю из «Сбера», официальные цифры не всегда соответствуют реальному положению дел в стране. По его словам, скрытая инфляция — это большая проблема для правительства. COVID-19 сильно повлиял на объемы производства в последние два года, в результате цены растут. «Действительно, это особенно отразилось на стоимости свинины, но топливо и электричество тоже растут в цене. В Китае нет энергокризиса за счет российской нефти, но цены на топливо тем не менее растут», — говорит он. 

Рост инфляции в мировой экономике стал знаковым явлением как 2021 года, так и нынешнего. Во время выхода экономик из кризиса, вызванного пандемией, инфляция во многих государствах значительно увеличилась, а в США и ЕС достигла многолетних максимумов. Китаю на протяжении многих лет удавалось сохранять уровень официальной инфляции в стране на относительно стабильном и довольно низком уровне. Начиная с 2000-х темпы роста потребительских цен в стране составляли в среднем 2,4% в год, что лишь немного уступает показателям развитых стран (1,7%). Среднегодовой уровень инфляции в развивающихся странах превышает показатель Китая более чем в три раза (7,9%). Но сейчас проблемы есть и у Китая — скорость роста инфляции там сейчас самая высокая за два года.

 

В случае с Китаем антиинфляционная политика проводится центральным банком совместно с правительством. В «Законе о Народном банке КНР» формулировка основной цели денежно-кредитной политики звучит как «обеспечение стабильности национальной валюты и содействие тем самым экономическому росту». Если траектория экономики начинает отклоняться от цели, власти КНР проводят смягчение денежно-кредитной политики даже при наличии инфляционных рисков. 

Другой важный фактор — отсутствие у Народного банка КНР независимого статуса в структуре государственной власти и формальная подчиненность центральному правительству. Основные решения в области денежно-кредитной политики принимаются после одобрения Госсовета КНР. 

По мнению автора Telegram-канала bitkogan и профессора Высшей школы экономики Евгения Когана, в данный момент одна из причин низкой инфляции в Китае — довольно низкий потребительский спрос. «Проблема для Китая традиционная. Китайское руководство давно стремится активизировать внутренний спрос, чтобы сделать его полноценным драйвером роста экономики. Политические инициативы Си Цзиньпина, такие как «двойная циркуляция» и «всеобщее процветание», как раз должны внутренний спрос расшевелить», — говорит он. Коган отмечает, что в последнее время на этом пути появились новые препятствия: жесткая коронавирусная политика, которая значительно ограничивает спрос, и кризис застройщиков. 

Кроме того, в отличие от многих западных стран, Китай может покупать российское энергетическое сырье со скидками. На фоне европейских и американских показателей инфляции китайская инфляция выглядит незначительной, говорит эксперт. «Думаю, что если бы не свинина, за год подорожавшая на 36%, то мы увидели бы значительно более низкий индекс потребительских цен в Китае в сентябре», — считает он.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+