К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вынужденная самозащита: спрос на военную экипировку в России вырос на сотни процентов

Покупатели в военторге «Эра стратега». (Фото Владимира Гердо / ТАСС)
Покупатели в военторге «Эра стратега». (Фото Владимира Гердо / ТАСС)
Мобилизованные, их родственники и друзья по всей стране скупают военное снаряжение. Спрос на камуфляжную одежду, термобелье, спальные мешки, аптечки, бронежилеты и защиту (наколенники, шлемы, специальные наушники) вырос в несколько раз. Вызванный этим рост цен губернаторы называют спекулятивным и просят ФАС разобраться с продавцами

Евгений Решетников, директор компании Fillin, производящей бронежилеты в Новосибирске, называет происходящее «катастрофическим ажиотажем». Компания распродала весь свой запас, на очереди — сотни заказов до весны 2023 года.

В Волгоградской области опустели полки магазинов с обмундированием и туристическими принадлежностями: раскуплены спальные мешки, коврики-пенки, батарейки и переносные аккумуляторы, наборы посуды и термосы, генераторы тепла, дождевики, термобелье, различная защита. «Нам сказали купить и привезти с собой. Люди носятся по городу в поисках всех этих вещей, а магазины уже выпотрошены. Нам, с учетом того, что частично что-то было, снаряжение обошлось в 50 000 рублей. Если хочешь полную защиту — каску, бронежилет и разгрузку — готовь еще 120 000», — рассказывает мать одного из мобилизованных волгоградцев. Приморский губернатор Олег Кожемяко назвал недопустимым резкое повышение цен на спецснаряжение для российских военнослужащих и отправил соответствующий запрос в ФАС. Глава Бурятии Алексей Цыденов пообещал мобилизовать продавцов военных товаров, решивших «нажиться в это время, заработать сверхприбыли». Глава Амурской области заявил, что областные чиновники совместно с антимонопольной службой будут проводить рейды в магазинах спекулянтов. 

30 сентября ФАС отправила запросы в сети «Военторг», «Спортмастер» и Hakki на обоснование роста отпускных и закупочных цен на товары за август-сентябрь 2022 года на спецодежду и обмундирование.

 

Все для фронта

По данным сервиса аналитики маркетплейсов LikeStats, в сентябре объем продаж товаров по запросу «военная экипировка» на Wildberries увеличился на 315% по сравнению с прошлым месяцем и составил 31,6 млн рублей. За месяц было продано более 19 000 различных товаров «военной» категории, на 13 300 больше, чем в августе. 

По некоторым категориям товаров рост измеряется тысячами процентов. Приборы ночного видения стали продаваться больше за предыдущий месяц на 8071% (за месяц продано на 187 млн рублей). Объем продаж товаров по более узкому запросу «камуфляжный мужской костюм зимний» подскочил на 1116% и составил почти 401 млн рублей. Также есть всплеск по похожим запросам, например: «костюм охотничий», «костюм рабочий», «костюм рыболовный камуфляж» и т. д. В сервисе отмечают высокий спрос на армейские ботинки (берцы), продажи которых выросли на 185%, до 134 млн рублей в сентябре.

 

Продажи термобелья выросли на 850% за месяц (460 млн рублей). Портативных радиостанций продано на 56% больше, чем в августе (57 млн рублей), наушников для стрельбы — на 93% (около 5 млн рублей).

Все крупнейшие маркетплейсы — Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет» — по разным причинам отказались комментировать продажи экипировки. «На маркетплейсах товары из военного ассортимента не выделены в специальную категорию, но по сегментам — наколенники, горки, бронежилеты и т. д. — наблюдается резкий скачок после 21 сентября 2022 года», — комментирует Михаил Снитков, который торгует товарами на маркетплейсах Wildberries и Ozon. По его словам, к 29 сентября ассортимент офлайн-розницы «Военторга» приблизился к нулю. «Продавцы начали делать массовые выкупы товаров, подходящих для военных действий, но это просто реакция на спрос, и кто окажется выше, тот и получит больше «горячих» клиентов, которым срочно нужно купить обмундирование», — рассуждает Павел Евтушенко, владелец бренда ProStore, который продает товары из военного ассортимента на Wildberries и Ozon.

Спрос на «военный» ассортимента начал расти с 21 сентября, рассказывает Евтушенко. «Продажи умножились в несколько раз, а в определенных категориях и в десятки, — говорит он. — В топе товаров — термобелье (увеличение в 10 раз), спальники (в шесть раз) и аптечки (в три раза). Термобелье, наверное, первое, о чем думают призывники. Надеяться, что в военной части оно будет, не приходится. Такого ажиотажа в это время года ранее не наблюдалось».

 

Популярность спальных мешков Евтушенко объясняет тем же: спать придется в холодных и неприспособленным для этого местах, комфорт и тепло нужно сохранять всеми доступными способами. Также, по словам бизнесмена, массово скупаются коврики-пенки, повышенным спросом пользуются маскировочные халаты, свитера, термосы и внешние аккумуляторы. По оценке основателя ProStore, средний чек по популярным категориям товаров сейчас составляет 1500–1800 рублей. «Покупатели стараются не брать слишком дешевые товары, но и не готовы тратить большие деньги на свое обмундирование», — считает Евтушенко.

Антон Ларин, генеральный директор компании XWAY, которая сотрудничает с крупнейшими маркетплейсами Ozon, Wildberries, AliExpress, «Яндекс Маркет», «СберМегаМаркет», рассказывает, что за последнюю неделю среднесуточный оборот в онлайн-торговле резко увеличился в подкатегориях консервированных продуктов, батареек и внешних аккумуляторов, рюкзаков и перчаток. В сегменте легкой промышленности также заметен рост спроса на зимнее обмундирование, демисезонную одежду и обувь, перчатки, термобелье и др. 

«Самой востребованной остается мужское термобелье — объем продаж этой категории за последнюю неделю увеличился более чем на 70%, — подтверждает Ларин. — Вероятно, мобилизованным пока непонятно, сколько времени придется проводить на улице. При этом средний чек сохраняется на прежнем уровне и составляет 1200 рублей».

По его словам, в категории «Туризм, охота и рыбалка» наиболее востребованы сейчас спальные мешки, туристические пенки, шатры, дождевики. Стиль поведения покупателей он называет спонтанным: много заказов, но на небольшие суммы и чаще обычного. Также повышенным спросом пользуются товары личной гигиены, влажные салфетки, туалетная бумага и аптечные средства — многие собирают аптечки самостоятельно.

«Очень рентабельный бизнес»

На сайте Avito сейчас почти 3700 объявлений со словом «бронежилет» в заголовке или описании товара, следует из информации на этом сайте. Более 1350 объявлений размещено в категории «Военные вещи», 350 объявлений в категории «Охота и рыбалка», более 270 объявлений в категории «Мужская одежда». Большая часть объявлений опубликована после 21 сентября. При этом на сайте продаются также бронежилеты для страйкбола, следует из содержания объявлений. 

 

Стоимость бронежилетов на Avito варьируется от нескольких тысяч рублей до 80 000 рублей за товар. Forbes связался с несколькими продавцами на сайте. Один из них рассказал по телефону, что у него есть в наличии 74 комплекта бронежилетов, они были «инвентарем в кадетском корпусе», который к настоящему моменту развалился. Продавец сообщил корреспонденту Forbes, представившемуся потенциальным покупателем, что за час продал 42 бронежилета: «Звонки на телефон не прекращаются». Другой продавец рассказал Forbes, что закупает свои бронежилеты в Китае на сайте AliExpress. «Мы еще до всех событий заказывали три бронежилета, и уже два из них улетели», — написал продавец. Он добавил, что сейчас ждет с AliExpress новые бронежилеты другой комплектации.

Автор одного из объявлений (его документы проверены сервисом Avito) ищет инвестора, готового вложить от 600 000 рублей до 30 млн рублей в производство бронежилетов. «Очень рентабельный бизнес в ближайшие три-четыре года. Занимаемся закупкой и поставкой бронежилетов и шлемов для разных целей (сами понимаете какие цели)», — говорится в объявлении. Автор указал, что в месяц он может поставлять 10 000 комплектов бронежилетов 6б45 по цене 40 000 рублей, прибыль с одного составит 8000 рублей. Представитель Avito отказался от комментариев.

На сайте AliExpress по запросу «бронежилет» сейчас более 2000 предложений, их стоимость варьируется от 600 рублей до 13 500 рублей. В части объявлений продавцы указывают, что бронежилеты предназначены для охоты или игры в страйкбол. В некоторых объявлениях указано, что бронежилеты предназначены в том числе для «военных боевых тренировок». Самый популярный такой бронежилет на AliExpress купили около 950 человек.

В отзывах к этим бронежилетам пользователи, как правило, пишут, что их устраивает качество товара «за такую цену», но магазины для патронов не помещаются в соответствующие отделения бронежилета. При этом сами жилеты продаются без бронепластин, которые необходимы для защиты: вместо них для защиты в таких жилетах используются, например, листы пенопласта, следует из комментариев. «Это защита только для страйкбола. Для настоящей брони, мне кажется, жилет не пригоден», — написал один из покупателей. Представитель AliExpress отказался от комментариев.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+