К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Скорая на фронт: как проходит мобилизация медработников

Фото Анны Майоровой / URA.RU / TASS
Фото Анны Майоровой / URA.RU / TASS
После объявления в стране частичной мобилизации в Министерстве обороны заявили, что призовут 300 000 резервистов, а в Госдуме уточнили, что лишь 1% из них составят медики. Депутаты объяснили, что это будут врачи и медперсонал со специальной военно-полевой подготовкой, а из гражданских специалистов потребуются те, кто проходил специализацию по хирургии, анестезиологии и травматологии. В независимых медицинских профсоюзах рассказывают, что активнее всего идет призыв сотрудников скорой помощи. Forbes выяснял, как проходит мобилизация медицинских работников

Президент Владимир Путин 21 сентября подписал указ о частичной мобилизации. Министр обороны Сергей Шойгу добавил, что призовут 300 000 резервистов, а зампред думского комитета по охране здоровья Бадма Башанкаев заверил: в войска призовут не более 3000 медработников, это выпускники военно-медицинских вузов с подготовкой в области военно-полевой медицины и врачи с опытом боевых действий. Из выпускников гражданских медицинских вузов, пояснил он, потребуются хирурги, анестезиологи и травматологи. Forbes выяснял, как проходит мобилизация медицинских работников.

Драма на призыве

Всего, по данным Росстата на 30 ноября 2021 года, в стране было 737 400 врачей. Из них хирургическую специализацию имели 78 400 человек. Среднего медицинского персонала в стране вдвое больше, всего 1,5 млн человек. Из них 136 200 фельдшеров и 1 млн медсестер. Всего получается около 2,2 млн специалистов. Если обещания Госдумы верны, призыву подлежат примерно 0,14% всех медработников.

Заместитель председателя ЦК профсоюза работников здравоохранения России Михаил Андрочников сказал Forbes, что сведений о том, как идет призыв медиков, у них в профсоюзе нет. «В рамках Федерации независимых профсоюзов, в которую мы входим, на очередном генеральном совете мы поддержали мобилизацию, — говорит он. — Общее мнение мы выразили, а остальное от нас не зависит, это военкоматы». Андрочников замечает, что у военкоматов есть четкие критерии призыва, а «о том, что они нарушают эти критерии, много раз говорили, и [председатель Совета Федерации Валентина] Матвиенко сказала, что за это ответственны главы территорий, и они, если есть нарушения (это касается не только медработников), возвращают таких [резервистов] к месту работы». Однако, по его словам, в профсоюз о таких нарушениях не жаловались.

 

Юрист, руководитель Краснодарской общественной организации Центр по защите прав граждан в сфере здравоохранения «Право на здоровье» Николай Чернышук рассказал Forbes, что от призванных врачей обращений к ним пока не было. Была просьба от руководителя одной из сетей медицинских лабораторий заключить договор по защите нескольких мужчин-специалистов, которых могли бы призвать. Чернышук объясняет, что все врачи военнообязанные, но, если раньше во всех медицинских институтах были военные кафедры, то несколько лет назад во многих вузах их упразднили. Теперь те врачи (неважно, мужчины или женщины), у которых военная кафедра была, выпускаются младшими офицерами запаса медицинской службы, а те, у кого не было, получают звания рядовых.

О возникающих драмах на призыве из-за того, что во многих медвузах после 2010 года отменили военные кафедры, говорил  на днях врач, сенатор от Орловской области Владимир Круглый. Он заявил, что «сейчас призывают врачей, а у них (такая) военно-учетная специальность, как механик-водитель, и никому дела нет, что врач, например, высококвалифицированный реаниматолог». Это «полная безалаберность», считает он, если врачей, медсестер или фельдшеров посылают в окопы вместо того, чтобы отправить служить в госпиталь. 

 

«Как на мине»

Как выяснил Forbes, повышенным «спросом» пользуются специалисты скорой помощи. Например, в Первоуральске Свердловской области в первые дни мобилизации призвали заместителя главврача городской станции скорой помощи Вячеслава Федорова. Он старший лейтенант медицинской службы. «У меня военная специальность, я отслужил в армии, и у меня все показания для этого есть», — рассказывал он журналистам во дворе военкомата.

В Волгограде, пишет местная пресса, не все медики из получивших повестки имеют боевой опыт или даже опыт службы в армии. Среди призванных были врач-психиатр, хирург, фельдшеры.

Глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков разместил в своем канале в Telegram фотографию повестки  лейтенанта медицинской службы (имя в документе затерто), сообщив, что медики в Москве массово получают повестки из военкоматов для вручения мобилизационного предписания.

 

В московском департаменте здравоохранения на запрос Forbes не ответили, не стали отвечать и в нескольких частных клиниках.  

Активист одного из независимых медицинских профсоюзов Виталий (имя изменено по его просьбе) рассказывает Forbes, что у них в профсоюзе, насчитывающем несколько тысяч человек, состоит немало работников скорой помощи, в основном средний и младший медперсонал, меньше врачей и много водителей. Призывные повестки, говорит он, получили в основном фельдшеры и водители. «Водители — это не медицинские работники, хотя они работают на скорой, — объясняет он. И военные учетные специальности получают как обычные гражданские водители». По его словам, когда крупные учреждения скорой помощи подают списки на бронь (то есть отсрочку от призыва. — Forbes), водителей в них не включают. «Мне рассказывают, что на одной подстанции было четыре водителя, и троим из них пришли повестки, — рассказывает Виталий. — В городах большая текучка, и водительских кадров особенно не хватает. Так, несмотря на то что в бригаде должно быть двое медиков и водитель, они сформировали бригады по три-четыре медика». Сделано это было для того, чтобы не отправлять «лишних» в простой. «Это, конечно, исключительный случай», — отмечает собеседник Forbes.

«В одной из районных больниц (ЦРБ) в российской глубинке было всего два хирурга: один молодой, реально оперирующий, а второй пенсионер лет семидесяти, — вспоминает Виталий. — Так молодого призвали». Он предполагает, что по штатному расписанию там значатся не две [а больше] хирургические должности, но заполнены были только две. «Не дело военкомата замещать освободившиеся места, но пока закончилось чем закончилось», — говорит он.

Виталий считает, что в Минобороны или в Думе «говорят одно, а как реально это будет происходить — другая история, потому что регламентирующих четких документов никто не видел». Их профсоюз пытается разобраться в правовой базе, но, по мнению юристов, «сейчас она позволяет забирать любого, и эта неопределенность, конечно, вызывается панику — люди сидят как на мине».

Михаил (имя изменено), активист другого медицинского профсоюза, замечает, что ожидания у них «тяжелые». В его профсоюзе много медработников скорой. «Фельдшеров призывают, они проходят медкомиссию и, если годны, их направляют куда-то в учебные центры», — рассказывает он.

 

Татьяна (имя изменено), до недавнего времени терапевт государственной поликлиники в Москве, сейчас работает в женской консультации. Она рассказывает Forbes, что «в Москве врачей много, если и призывают, то незаметно — хотя у кого-то ипотека, планы на будущее, а жизнь пойдет не так, как планировалось». В регионах же другой настрой. Ее однокурсник-хирург получил повестку и собрался в армию. «Он в Кировской области в районной больнице работает, там тяжело, он один оперирующий, — говорит она. — Может, у него какой-то профит есть, думает, что на фронте даже полегче будет, или эта служба в стаж пойдет».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+