В декабре 2011 года я писала колонку для Forbes с оценками от ожидаемого вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Теперь, более 10 лет спустя, логично было бы подвести какие-то результаты. Сделать это непросто. За это время страна пережила несколько значительных экономических кризисов, изменилась политическая ситуация. Тем более, как эксперты и ожидали ранее, само по себе членство в организации не привело к значительным изменениям. Оно рассматривалось как необходимое условие для стабильного развития, но достаточным условием, безусловно, не является.
Расчеты последствий вступления, делавшиеся накануне различными экспертными группами, сходились в том, что прямой эффект от изменения импортных пошлин и экспортных тарифов, принятых Россией как обязательство при вступлении, не приведет к значительным изменениям в экономике. Суммарный выигрыш ожидался в районе 0,5–1% ВВП. Более значительные эффекты ожидались в случае, если либерализация секторов услуг, также принятая Россией как обязательство при вступлении, приведет к росту прямых иностранных инвестиций в секторы B2B-услуг, что, в свою очередь, приведет к значительному росту производительности в этом сегменте и повлияет на снижение издержек во всех секторах экономики. В этом случае потенциальные эффекты могли составить до 10% ВВП и более в средне- и долгосрочной перспективах.
Этот пример подчеркивает необходимость, но не достаточность членства в ВТО для того, чтобы экономика почувствовала на себе его эффекты. Либерализация определенных секторов экономики, требуемая от членов ВТО, не даст сама по себе эффекта в терминах роста выпуска, занятости, доходов и т. д., если не будут обеспечены благоприятные условия для инвестиций в либерализуемые секторы экономики. А уже в 2014 году, еще до начала реализации многих обязательств, взятых Россией на себя при вступлении, политическая ситуация в стране изменилась и политические риски для инвесторов выросли многократно. Ожидать в этих обстоятельствах реализации эффектов от вступления в ВТО, о которых говорили эксперты накануне вступления, не приходится.
Но вступление в ВТО — это не только обязательства, взятые на себя Россией, это и новые возможности, которые дало членство в ВТО, в том числе проактивное участие российской стороны в решении торговых споров между странами в суде ВТО. За 10 лет Россия достаточно эффективно воспользовалась этой площадкой — тут были и проигрыши, но были и очень важные победы. Россия оспорила ряд системно значимых дискриминационных мер, применяемых в отношении ее экспорта партнерами, например, выиграла спор с ЕС в отношении энергокорректировок, которые Евросоюз применял в течение трех десятилетий для переоценки стоимости газа на внутреннем российском рынке, что позволяло европейским странам доказывать наличие демпинга по ряду российских товаров, производимых с использованием газа, и вводить в отношении них дискриминационные импортные пошлины. Без членства России в ВТО невозможно было бы вынудить ЕС отказаться от этой практики.
Проблемы самой ВТО за эти 10 лет не только не были решены, но и в какой-то степени стали еще значительнее. Россия вступила в 2012 году в организацию, находившуюся в кризисе. В 2022-м решение для выхода из кризиса не только не найдено, но ряд проблем, в том числе с работой площадки для разрешения споров, даже усугубились. Частично кризис организации можно объяснить тем, что поставленные перед ней в 2001 году задачи оказались слишком амбициозными и предполагали такую степень готовности стран мира идти на взаимные компромиссы, которая на практике оказалась недостижима. В свою очередь это способствовало росту региональной интеграции и национального популизма, что сделало развитие многосторонней торговой интеграции еще сложнее. В каком-то смысле можно сказать, что задачи, поставленные перед ВТО в Доха-раунде в 2001 году, опередили время, а внутренние экономические политики стран, в том числе ведущих экономик мира, оказались не готовы к этому.
В последние месяцы в России неоднократно раздавались призывы выйти из ВТО. Нужно сказать, что это популярный, но очень проблематичный лозунг. Выйдя из ВТО, Россия должна будет перезаключить двусторонние договоры о торговом сотрудничестве со всеми своими партнерами. И начинать она будет с нуля в каждом случае. Очевидно, что в условиях существенного сужения мирового рынка для российских компаний это будет не на пользу российской экономике и только усложнит и без того незавидное положение российских производителей. Хочется надеяться, что позиция российского правительства о том, что Россия будет оставаться членом ВТО, выдержит давление со стороны популистов.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов