Процесс вступления России в ВТО близится к завершению. Условия вступления одобрены всеми странами — членами ВТО, и последнее слово, точнее подписание, за Россией. Нельзя сказать, что все в стране вздохнули с облегчением, услышав эту новость. Напротив, противники вступления как будто обрели второе дыхание и обвинения в адрес правительства, продавшего интересы России, активизировались.
Безусловно, основной вопрос, волнующий всех: выиграет или проиграет Россия от вступления в ВТО. Противники вступления указывают на незавидное положение ряда бывших республик Советского Союза, вступивших в ВТО ранее. Сторонники — апеллируют к успеху Китая, экспорт которого стал еще более успешным после вступления в ВТО. К какому результату приведет вступление России в ВТО — покажет время. Пока же мы можем говорить о том, что мы ожидаем от вступления, каковы его потенциальные последствия.
Еще в начале 2000-х по заказу Министерства экономического развития и торговли было проведено несколько исследований, оценивших последствия вступления в ВТО. Основой анализа, в первую очередь, стали оценки экономического эффекта от изменения импортных тарифов. Действительно, либерализация торговли исторически связывается со снижением тарифов. Россия, вступая в ВТО, принимает на себя обязательства снизить тарифы по большому числу товарных групп — именно эти изменения зафиксированы в 57 двусторонних соглашениях, заключенных Россией со странами — членами ВТО. Это немедленно приведет к снижению цен импортных товаров внутри страны и вынудит российских производителей аналогичных товаров снижать цены. Не всем это может оказаться под силу. Предприятия, издержки производства которых окажутся выше новой цены, не изыскавшие возможности для их снижения, вынуждены будут уйти с рынка. С другой стороны, вступление в ВТО — это не одностороннее изменение торговой политики России — в ответ на снижение тарифов нашими партнерами, лучшие условия для сбыта своей продукции получат и российские экспортные предприятия. Именно они получат импульс для развития, что в идеале приведет к созданию ими новых рабочих мест.
Эти механизмы лежат в основе исследований, проводившихся с целью оценки последствий вступления России в ВТО. Нужно отметить, что изменение тарифов после вступления России в ВТО в среднем будет незначительным. Средний тариф на товары после вступления в силу всех соглашений снизится до 7,8% по сравнению с 10% в 2011 году. При этом на сельскохозяйственные товары пошлина снизится до 10,8% по сравнению с сегодняшним уровнем 13,2%, а на товары обрабатывающей промышленности — с 9,5% до 7,3%. Некоторые товары подешевеют существенно. Так, тариф на новые автомобили снизится в два раза — с сегодняшних 30% до 15%. Однако нужно иметь в виду, что оговоренное снижение всех тарифов не произойдет в ночь вступления России в ВТО — это будет постепенный процесс, также согласованный уже с членами ВТО. Тариф на новые автомобили сразу после вступления снизится до 25% и будет оставаться на таком уровне следующие три года. Затем начнется постепенное ежегодное снижение тарифа на 2,5% и процесс остановится через 4 года, когда тариф достигнет целевого уровня в 15%. В целом лишь на треть товарных групп полное изменение тарифа произойдет сразу после вступления. Для многих товаров процесс затянется на три года, а для некоторых — и на 8 лет после вступления в организацию. Медленная пошаговая либерализация торговли — один из операционных принципов ВТО. Либерализация должна быть инструментом развития экономики, постепенно запуская механизмы перемещения факторов производства из наименее эффективных предприятий и отраслей в более эффективные.
Имея в виду, что общее снижение импортных тарифов в России будет незначительным, можно ожидать, что и изменения в отраслях в среднем тоже будут не драматичными. Именно на это указывают проводившиеся исследования, согласно которым изменения выпуска, цен, потребления и благосостояния населения, вызванные новыми уровнями импортных тарифов, в среднем будут незначительными — в пределах плюс-минус 1-3% от исходных уровней. Однако, хотя суммарный эффект от вступления ожидается вполне нейтральным, отраслевые эффекты различаются.
Одно из наиболее авторитетных исследований в этой области было проведено в 2004 году Всемирным банком. Суммарный положительный эффект от либерализации тарифов, оцененный в этом исследовании, составит 3,4% ВВП. При этом большинство отраслей выиграют от вступления. Так как авторы указывают на две основные причины выигрыша от либерализации — лучший доступ на зарубежные рынки и удешевление рубля, эквивалентное изменению тарифов, то, соответственно, в выигрыше оказываются те отрасли, в которых велика доля экспорта и которые изначально не были сильно защищены тарифами. Самый значительный положительный эффект ожидается в металлургии, причем прирост выпуска и занятости в черной металлургии может составить вплоть до 25%, а в цветной — до 15%. Прирост химической и нефтехимической промышленности можно ожидать в пределах 10%, а добычи угля — до 6%.
Напротив, сектора промышленности, в которых можно ожидать падения выпуска, характеризуются высоким исходным уровнем протекционизма и незначительной долей экспорта в выпуске. Самое большое падение ожидается в секторе машиностроения — до 12% падения выпуска и занятости, — в пищевой и легкой промышленности и промышленности строительных материалов, где падение может составить до 7%. Приведенные цифры падения и роста характеризуют суммарный эффект от либерализации, накопленный за период 7-10 лет после вступления России в ВТО.
Результаты ряда других исследований в целом согласуются с полученными Всемирным банком. Так, по оценкам Международной организации труда, падение занятости в промышленности в среднем может составить до 6000 человек в год после присоединения, и до 1000 — через 7-8 лет. Наибольшее падение занятости, ожидаемое в секторе легкой промышленности, может достичь 15 000 человек в течение всего переходного периода присоединения. Такое падение занятости практически не отразится на безработице в стране в целом, но может отличаться от региона к региону.
Исследования Всемирного банка указывают на то, что практически все регионы выиграют от вступления в ВТО, но выигрыш будет распределен неравномерно. А именно: наибольшую выгоду от снижения тарифов можно ожидать в Тюменской области, Северо-Западном округе в целом и Санкт-Петербурге в частности, где прирост благосостояния может достичь 1%. Наименьший прирост или отсутствие роста можно ожидать в Центральном округе и на Урале. Эти результаты вполне согласуются с оценками последствий вступления в ВТО для регионов России, полученными Независимым институтом социальной политики, где к регионам повышенного риска также отнесли ряд регионов Приволжского округа.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что последствия от изменения импортных тарифов для экономики России будут достаточно малыми. Гораздо большие надежды связывают с другим потенциальным результатом вступления в ВТО — большей привлекательностью России для иностранных инвестиций.