«Эльгауголь» Авдоляна откроет аэропорт и создаст авиакомпанию на самолетах Ил-114-300
Компания «Эльгауголь» Альберта Адволяна планирует открыть в 2023 году аэропорт и запустить собственную авиакомпанию на Эльгинском месторождении в Якутии. Стоимость аэропорта — 6 млрд рублей, парк авиакомпании будет сформирован из трех региональных самолетов Ил-114-300 с максимальной вместимостью 68 пассажиров
Компания Альберта Авдоляна «Эльгауголь» запустит в 2023 году аэропорт на Эльгинском месторождении в Якутии и собственную авиакомпанию на самолетах Ил-114-300. Стоимость аэропорта — 6 млрд рублей, воздушная гавань и собственный авиапарк должны упростить доставку рабочих, сообщила РБК представитель компании Анастасия Харитонова.
Сумму вложений в запуск авиаперевозчика в компании не раскрыли. Строительство аэропорта вместе с вахтовым поселком и поселком для постоянного проживания рабочих «Эльгауголь» анонсировала в сентябре 2020 года, но без деталей проекта. Эльгинское месторождение — крупнейшее на территории России месторождение коксующегося угля, запасы которого оцениваются в 2,2 млрд т.
Эльга расположена на юго-востоке Якутии, в 415 км от города Нерюнгри, где находится ближайший аэропорт, и в 300 км от Байкало-Амурской магистрали. Доставка сотрудников на месторождение осуществляется автотранспортом или по частной железнодорожной ветке Улак (Амурская область) — Эльга. Ее построил «Мечел» Игоря Зюзина в 2008–2014 годах за 80 млрд рублей. Весной 2020 года «Мечел» продал контроль в Эльгинском угольном комплексе вместе с этой дорогой компании «А-Проперти» Альберта Авдоляна за 97 млрд рублей.
По словам Харитоновой, решение о строительстве аэропорта и создании авиакомпании принято из-за отдаленного географического положения месторождения и сложной логистики. По автодороге транспорт идет около семи-восьми часов при хороших дорожных условиях, если дорога размыта дождями — 10–12 часов, уточнила собеседница. Дорога на поезде от станции Улак до Эльги занимает от 20 до 24 часов. Для вывоза угля на экспорт будет построена железная дорога от месторождения к Охотскому морю и порт на его побережье в Хабаровском крае. В 2021 году компания оценила этот проект в 97,1 млрд рублей.
Аэропорт будет иметь статус посадочной площадки с искусственной взлетно-посадочной полосой длиной 2270 м и шириной 48 м (в перспективе возможно увеличение до 2500 м) за счет собственных средств. На площадке смогут одновременно разместиться два региональных самолета вместимостью до 70 человек. До 2024 года «Эльгауголь» хочет сформировать парк авиакомпании из трех региональных самолетов Ил-114-300 (максимальная вместимость — 68 пассажиров).
Об этом генеральный директор «Эльгаугля» Александр Исаев сообщил в письме руководителю Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрию Слюсарю. РБК ознакомился с письмом, его подлинность подтвердил источник, близкий к ОАК. Первые самолеты Ил-114-300 должны быть поставлены на рынок в 2023–2024 годах.
В конце 2020 года ГТЛК и компания «Ил» (входит в ОАК) подписали контракт на 4,3 млрд рублей на поставку трех Ил-114-300. Это означает, что суммарные вложения «Эльгауголь» в создание аэропорта и авиакомпании составят не менее 10 млрд рублей. Харитонова уточнила, что самолеты будут приобретены в собственность.
Главный эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов отметил, что аэропорты, построенные в интересах развития проектов добывающих компаний, способствуют развитию доступности территорий и могут выполнять роль узловых, куда смогут прилетать местные авиарейсы других перевозчиков. Подобные проекты решают прежде всего корпоративные задачи и не нацелены на развитие территорий, считает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.