К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Эльгауголь» Авдоляна оценила проект ветки БАМа и порта в 97,1 млрд рублей


Компания «Эльгауголь» оценила в 97,1 млрд рублей стоимость проекта строительства частной железной дороги от Эльгинского месторождения в Якутии до Охотского моря и нового порта для экспорта угля

Компания «Эльгауголь», 95% которой принадлежит «А-Проперти» Альберта Авдоляна, а 5% у «Ростеха», оценила в 97,1 млрд рублей стоимость проекта по строительству частной железной дороги от Эльгинского месторождения в Якутии до Охотского моря (Чумикан в Хабаровском крае) и созданию порта для экспорта угля. Об этом сообщает РБК со ссылкой на письмо генерального директора «Эльгаугля» Александра Исаева.

Исаев 20 августа направил письмо заместителю министра транспорта Владимиру Токареву, представитель «А-Проперти» Анастасия Харитонова подтвердила оценку, которая в нем содержится. Протяженность железной дороги Эльга — Чумикан составит около 500 км, по ней можно будет поставлять 30 млн т угля в год, такая же мощность должна быть у порта, рассказывала 13 июля Харитонова, не раскрывая стоимость проекта. Исходя из расчетов, приложенных к письму главы «Эльгаугля», из 97,1 млрд рублей ($1,3 млрд) на строительство железнодорожной линии предполагается потратить 37,3 млрд рублей, еще на 28,4 млрд рублей планируется закупить подвижной состав, на создание порта у поселка Чумикан на побережье Охотского моря предлагается направить 31,4 млрд рублей. Сроки строительства — пять лет, окупаемость проекта — примерно семь лет, указывается в приложении к письму.

Правительство проработает проект железной дороги за деньги компании миллиардера Авдоляна

 

При таких расчетах 1 км дороги обойдется в 74,6 млн рублей. Эта оценка минимум в четыре раза меньше значений, применяемых при проектировании и строительстве в РЖД, сказал изданию источник в железнодорожной монополии. Например, стоимость постройки 1 км при проектировании развития участков Восточного полигона (включает БАМ и Транссиб) варьируется в диапазоне от 300 млн до 600 млн рублей, уточнил он. «Капитальные затраты на строительство железнодорожной линии сформированы исходя из нормативов для инфраструктуры необщего пользования, что обеспечивает удельные показатели проекта существенно ниже, чем значения, применяемые при проектировании и строительстве РЖД», — объяснил Исаев в письме.

Крым, БАМ и ЦКАД: на какие проекты правительство не жалеет денег в период пандемии

 

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин ранее оценивал стоимость всего проекта (железной дороги и порта) в $2,5–3 млрд. В пример он привел оценку другой частной дороги, из Кызыла в  Курагино в Туве. Ее собирался построить бизнесмен Руслан Байсаров для вывоза угля со своего месторождения (проект так и не был реализован). По данным на 2017 год, однопутная ветка длиной 410 км, которая должна была проходить по пересеченной местности, оценивалась в 126,6 млрд рублей ($1,69 млрд), или $4,1 млн за километр пути. Поскольку строительство дороги до Охотского моря вряд ли будет сильно легче технически, то можно предположить, что его стоимость будет на уровне $5–6 млн (373–448 млн рублей) за километр двухпутного пути, указывал эксперт. Планы «Эльгаугля» «амбициозные», и, если удастся уложиться в заявленные рамки, проект станет знаковым с точки зрения контроля расходов на строительство инфраструктуры, сказал теперь Гришунин.

Компания Авдоляна подала заявку на покупку одного из крупнейших угольных холдингов России

«А-Проперти» Альберта Авдоляна приобрела контроль над Эльгинским месторождением коксующегося угля, крупнейшим в России с запасами 2,2 млрд т, в апреле 2020 года у «Мечела» Игоря Зюзина. В 2020 году она увеличила производство на 60%, до 7 млн т, в 2021 году собирается ее довести до 18 млн т. План на 2023 год — 45 млн т в год. У Эльгинского угольного комплекса уже есть одна частная дорога: Улак — Эльга протяженностью 321 км, соединяющая месторождение с БАМом в Амурской области. «Мечел» строил эту дорогу шесть лет, с 2008 по 2014 год, она обошлась в 80 млрд рублей. Компания Авдоляна заявляла, что также намерена увеличить пропускную способность дороги Улак — Эльга. До продажи «А-Проперти» по ней можно было поставлять только 4 млн т угля в год, но в 2021 году показатель должен увеличиться до 24 млн т. После завершения развития инфраструктуры провозная способность железнодорожной линии достигнет 30 млн т.

 

Модернизация БАМа может подорожать из-за роста цен на металл

В 2020 году угольные предприятия Якутии добыли 20 млн т (из крупных компаний помимо «Эльгаугля» в республике работает «Колмар», принадлежащий Анне Цивилевой), в этом году они собираются удвоить добычу, а с 2025 года планируют направлять на экспорт 64 млн т, из них 30 млн т — Эльга. Это вдвое превышает возможности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, даже с учетом модернизации (предусматривает вывоз только 32 млн т). «Эльгауголь» планирует построить дорогу до Охотского моря за счет собственных средств, заявляя, что проекту не потребуется бюджетное финансирование.

Наследники Босова договорились о продаже одного из крупнейших угольных холдингов России

Глава компании предложил реализовать проект при условии, что во время строительства новой дороги по существующим магистралям с Эльгинского месторождения будет гарантированно вывозиться 30 млн т угля ежегодно, из них 15 млн т уже вывозится. Это позволит компании сформировать денежный поток, достаточный для строительства дороги, отмечается в письме. «Начало работ по проекту предполагается с момента подтверждения РЖД гарантированного вывоза эльгинского угля, что является принципиальным условием для финансирования проекта», — написал Исаев. По его словам, для привлечения внебюджетных источников также понадобится гарантировать транспортировки угля по существующим дорогам на время стройки.

Подрядчики строек Путина: кто бенефициары проектов на полтриллиона рублей, которым пообещали господдержку

 

Исаев считает, что компания может получить разрешение на приоритетный вывоз угля на время строительства новой дороги через поручение президента Владимира Путина. Президент еще 2 марта на совещании по вопросам развития угольной отрасли поручил правительству представить дополнительные предложения по развитию восточного участка Байкало-Амурской магистрали, чтобы увеличить вывоз угля из Якутии в восточном направлении. На совещании 7 июля Путин заявил, что не против строительства новой ветки БАМа с Эльги: «Если это целесообразно, делайте и это. Просто надо что-то делать, нельзя сидеть там просто».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+