Shell обнулила стоимость активов в проекте по разработке Салымского месторождения
Британо-голландская Shell в своем отчете за квартал сообщила, что ее представители в июле покинули совет директоров СП Salym Petroleum Development. Этот актив она теперь учитывает по нулевой стоимости. В первом квартале она оценила в $233 млн свои потери от выхода из салымского проекта. Аналитики предупреждают, что за бесценок компании придется продавать и свою долю в проекте «Сахалин-2»
Британо-голландская Shell в отчете за квартал сообщила, что ее представители в июле покинули совет директоров СП Salym Petroleum Development (создано на паритетных условиях с «Газпром нефтью»). Компания отметила, что теперь учитывает этот актив по нулевой стоимости. Аналитики предупреждают, что за бесценок ей придется выйти и из проекта «Сахалин-2», но этот выход создаст высокие риски для работы завода по производству сжиженного природного газа (СПГ), пишут «Ведомости».
«После этих событий совместный контроль был утрачен, и с этой даты «Салым» будет учитываться как финансовый актив с нулевой балансовой стоимостью», — прокомментировала Shell потерю контроля в СП в своем отчете. Представитель Shell отметил, что сейчас компания работает над вариантами выхода из 50%-ной доли в СП. По итогам первого квартала компания оценивала потери на этом проекте в $233 млн.
Стоимость доли в «Салыме» Shell могла обнулить из-за того, что была уверена в невозможности продать актив или получить по нему дивиденды, сказал партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. Старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин напомнил, что на «Салыме» Shell принимала участие во внедрении цифровых решений и технологий, связанных с увеличением нефтеотдачи и автоматизацией нефтедобывающего оборудования на так называемых умных скважинах.
Убыток от разниц курса валют оценивается в $343 млн, следует из отчета Shell. Оператор проекта «Сахалин-2» попросил покупателей сжиженного природного газа перевести платежи в российский банк, сообщил 28 июля Bloomberg. Его источники утверждают, что условия контрактов, включая валюту расчетов, при этом не меняются. Минфин ранее поддержал идею «Газпрома» о переходе на расчеты в рубли при экспорте СПГ.
Представитель Shell подтвердил газете намерение отказаться от 27,5%-ной доли в проекте по производству СПГ «Сахалин-2». Оператором этого проекта была «Сахалин энерджи» (50% плюс 1 акция у «Газпрома», 27,5% минус 1 акция — у Shell, 12,5% — у Mitsui, оставшиеся 10% — у Mitsubishi). В июне Владимир Путин подписал указ о создании новой российской компании-оператора. Shell не намерена становиться участником российского юрлица, сказал главный исполнительный директор компании Бен ван Берде.
Shell может расстаться со своей долей в «Сахалине-2» за бесценок — эти средства будут изъяты в качестве компенсации экологического ущерба, причиненного компанией, отметил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. Вычет экоущерба из выручки от продажи долей иностранными участниками предусматривает указ Путина. «Теперь у государства в лице особой комиссии будет шанс публично и демонстративно наказать Shell, легальным путем лишив ее выручки от продажи доли в «Сахалине-2», — сказал эксперт.
Блохин из Альфа-банка напомнил, что в 2021 году на проекте комплексно обновили всю инфраструктуру и перешли на четырехлетний цикл технического обслуживания. Это создало «Сахалину-2» существенный запас прочности на ближайшие несколько лет, добавил аналитик. Управляющий партнер «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что выход компании из «Сахалина-2» создаст риски, связанные с обслуживанием оборудования. Старший аналитик BCS Global Markets Рональд Смит добавил, что для российских компаний сейчас гораздо проще справиться с добычей, чем с поддержанием в рабочем состоянии оборудования для производства СПГ.
Shell объявила о выходе из российских проектов в конце февраля. В марте компания решила также отказаться от закупок российской нефти на спотовом рынке и от продления срочных контрактов. Изначально Shell прогнозировала, что уход из России приведет к потерям на сумму от $4 млрд до $5 млрд. Сейчас компания ведет «кошмарные переговоры» о продаже своей доли в «Сахалин-2», рассказывали ранее источники Financial Times. По словам ее собеседников, Shell находится на «ранней стадии переговоров» с китайскими Cnooc, CNPC и Sinopec.