WP рассказала о попытках Uber найти союзников среди «олигархов» для работы в России
Uber после прихода на российский рынок работал над тем, чтобы обрести в стране связи с влиятельными людьми — в частности с «олигархами», которые могли помочь развитию компании, написала The Washington Post. Она изучила архив документов и электронных писем Uber, который получила газета The Guardian после масштабной утечки.
Uber начал работать в России в 2013 году и рассматривал ее как один из важнейших зарубежных рынков, а в российских городах-миллионниках видел большие возможности, отметила The Washington Post. В начале 2015 года, как пишет WP, руководство компании составило список людей из числа богатейших россиян, которые, по его версии, могли бы помочь компании. «Колоритная группа», — охарактеризовал его бывший тогда менеджером Uber в России Дмитрий Измайлов в изложении WP. Измайлов отказался от комментариев газете.
Одним из попавших в этот список был миллиардер Роман Абрамович, пишет издание со ссылкой на утекшие документы. Абрамович консультировал компанию, но не инвестировал в нее, утверждает WP. Комментарий бизнесмена газета не привела.
Uber также обратился к миллиардеру Алишеру Усманову. Как утверждается в утекших документах, Усманов согласился инвестировать в Uber $20 млн до конца 2015 года. О том, что Усманов — инвестор компании, сообщалось в 2016 году, но точная сумма тогда не называлась. Как пишет WP со ссылкой на утекшие документы, руководство Uber хотело использовать влияние Усманова в своих интересах, но следов того, что компания этого действительно добилась, в документах нет. Пресс-секретарь компании Усманова USM Григорий Левченко заявил газете, что с Uber обсуждались чисто финансовые инвестиции и участие USM было этим и ограничено. Левченко добавил, что USM получила прибыль от своей инвестиции в Uber.
В списке Uber также оказались сооснователи Альфа-банка Михаил Фридман и Петр Авен. В феврале 2016 года созданная ими инвестиционная компания LetterOne инвестировала в Uber $200 млн. The Washington Post утверждает со ссылкой на документы, что в сделке об инвестициях было дополнительное секретное соглашение на $50 млн, о котором ранее не сообщалось. Эти деньги якобы предназначались для того, чтобы «побудить LetterOne помочь развитию Uber в России», пишет издание со ссылкой на утекшую переписку.
Как утверждает WP, LetterOne убедила Uber нанять лоббиста за $50 000 в месяц для продвижения ее интересов. Всего Uber заплатил лоббисту $300 000, прежде чем расторг контракт в 2016 году. Как пишет WP, постепенно руководство Uber разочаровалось как в своих оценках политического влияния Фридмана и Авена, так и в деятельности лоббиста, утверждает The Washington Post.
Сам Авен заявил WP, что помнит встречу с представителем Uber, но не был причастен к инвестициям LetterOne в компанию и не занимался лоббированием в ее интересах. «Я могу дать комментарий, потому что это просто. Я совсем не был связан с Uber», — заявил миллиардер. Фридман сообщил, что был связан с Uber минимально: за исключением встречи с основателем компании Трэвисом Калаником, он тоже не участвовал в инвестиции в Uber и лоббировании его интересов, утверждает предприниматель. Представитель LetterOne заявил WP, что инвестиционная компания лоббированием не занималась.
В 2016 году Каланик во время визита в Москву встречался с главой Сбербанка Германом Грефом, рассказала WP. Грефа в итоге тоже включили в список потенциальных союзников в России, утверждает газета. У Uber в тот период было противостояние с властями Москвы: они требовали от компании привлекать только водителей с лицензией и использовать машины только желтого цвета, а Uber считал, что это ограничивает его возможности развития. Как утверждает The Washington Post, Греф и LetterOne помогли компании и властям города прийти к соглашению: в частности, требование к цвету автомобилей было снято. Греф и Сбербанк не ответили на запросы газеты. Сам Сбербанк и Uber в тот период заключили соглашение о сотрудничестве в сфере мобильных платежей.
В документах Uber нет никаких признаков того, что компания как-либо нарушила законы или санкции против России, но сейчас практически все, с кем налаживал связи Uber, оказались под персональными санкциями США или Евросоюза, отметила The Washington Post. В 2017-м Uber и «Яндекс Такси» создали совместное предприятие, однако с тех пор Uber несколько раз уменьшил свою долю в пользу «Яндекса». В марте Uber сообщил, что планирует ускорить выход из совместного предприятия с «Яндекс Такси» из-за Украины.