Правительство предложило расширить круг иностранных компаний для внешнего управления
Правительство поддержит депутатский законопроект о введении внешнего управления в компаниях с иностранным участием, решивших уйти из России. Оно предлагает дополнить его компаниями, которые связаны с топливно-энергетическим и оборонно-промышленным комплексами страны, выяснили «Ведомости»
Правительство призвало дополнить перечень организаций с иностранными активами, где может вводиться внешнее управление из-за их ухода из России, компаниями, связанными с топливно-энергетическим комплексом и оборонной промышленностью. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на отзыв кабмина на законопроект о внешнем управлении, который внесли депутаты Госдумы в апреле.
Кабмин намерен поддержать законопроект 16 мая, сообщили газете федеральный чиновник и источник, близкий к правительству, в Госдуме рассчитывают принять его до конца весенней сессии. Председатель Госдумы Вячеслав Володин 15 мая написал в своем Telegram-канале, что эта депутатская инициатива «даст возможность сохранить рабочие места». Один из авторов инициативы Олег Матвейчев сообщил, что Госдума рассчитывает «принять законопроект в весеннюю сессию».
В отзыве правительство предложило добавить в перечень компаний, которые могут попасть под внешнее управление, «производителей продукции, применяемой при производстве вооружения, военной, специальной техники» и «проекты в топливно-энергетическом комплексе России». По словам федерального чиновника, речь идет о «предприятиях, которые не учли сразу при разработке инициативы». Источник газеты отметил, что проект будет лишь дополнен, а не переработан. Законопроект разрешит вводить внешнюю администрацию по решению арбитражного суда в отношении имеющих «существенное значение» для России организаций, которыми более чем на 25% владеют лица из недружественных стран.
Основанием для назначения внешней администрации предполагалось сделать остановку работы компании после начала «специальной военной операции»*, перебои в снабжении потребителей и другие причины такого рода. По умолчанию функции внешней администрации в таких компаниях будет выполнять ВЭБ.РФ. В госкорпорации заявили о готовности работать «по всем направлениям, которые будут определены». «Для решения поставленных задач будут привлекаться как действующие специалисты, так и в случае необходимости развиваться новые компетенции, в том числе с привлечением профильных специалистов и лучшей на рынке экспертизой», — сказал представитель ВЭБа.
По словам партнера юридической компании «Дювернуа лигал» Александра Арбузова, дополнение от правительства позволит «закрыть» все потенциально важные для безопасности сферы. Пополнение списка организаций производителями продукции ОПК и проектами ТЭК не является неожиданным в условиях, когда два этих сектора экономики являются архиважными с точки зрения государства, согласился старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Валерий Зинченко. Он добавил, что компаний, где иностранцы владеют более 25% доли, «особенно много в ТЭК», от них поступают заявления о намерении покинуть российский рынок.
В электроэнергетике ключевыми инвесторами из «недружественных» стран являются финская Fortum, подконтрольная ей немецкая Uniper (экс-E.On) и итальянская Enel. Эти компании при реформе РАО ЕЭС выкупили контрольные пакеты акций генкомпаний ТГК-10, ОГК-4 и ОГК-5 (сейчас «Фортум», «Юнипро» и «Энел Россия» соответственно), владеющих крупными ТЭС в различных регионах страны. У Fortum также есть блокпакет (29,5%) в подконтрольной «Газпром энергохолдингу» ТГК-1 с генерацией на Северо-Западе страны. Компании объявили о приостановке инвестиций, а затем и о выходе из российских активов.
Предприятий с иностранным участием, которые выпускали бы в России вооружение и военную технику, нет, отметил эксперт Российского совета по международным делам Андрей Фролов. Он пояснил, что в отзыве правительства говорится о таких предприятиях, которые выпускают разные материалы, используемые для производства военной техники (краски, метизделия, различные расходные материалы и компоненты).
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.