Аналитики предсказали российским онлайн-кинотеатрам потерю почти половины выручки
Российский рынок онлайн-кинотеатров впервые за свою историю может показать падение — выручка сервисов обвалится на 46%, прогнозируют аналитики J’son & Partners Consulting. К обвалу, считают аналитики, приведет приостановка рекламной активности мировых брендов в России и ограничения в части иностранных кино и сериалов
Выручка российских легальных видеосервисов в 2022 году может упасть на 46,3%, до 53,2 млрд. Рынок онлайн-кинотеатров обвалится впервые за его историю в России, вернуться к показателям 2021 года не удастся даже к 2026 году при реализации негативного сценария. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на прогнозы аналитиков J’son & Partners Consulting, которые приводятся в отчете компании о рынке видеосервисов за прошлый год.
По оценке компании, общая выручка рынка легальных онлайн-видеосервисов в России в 2021 году выросла до рекордных 98,9 млрд рублей (без НДС), на 59,8% год в году. Аналитики ожидают, что рекламная выручка обвалится более чем на 60%, из-за низкой рекламной активности мировых брендов. Поступления от подписки на видеосервисы снизятся из-за отсутствия мировых премьер.
В J’son & Partners предупредили, что на подписку будет негативно влиять и возобновление спроса на пиратские сервисы. На телевидении рекламная выручка может сократиться на 30-40%, прогнозируют эксперты, это повлияет на производство собственного качественного оригинального контента. В прогнозе с учетом позитивного сценария, с примирением России и Украины, снижение выручки онлайн-кинотеатров будет менее значительным — на 18%, а восстановительный рост до 100 млрд рублей возможен уже к 2024 году.
По мнению аналитиков, мирное соглашение позволит вернуться к сотрудничеству с мировыми студиями и предотвратит массовый отказ пользователей от подписки. Многие проекты, анонсированные на 2022 году, уже запущены в работу, если их удастся реализовать, то у пользователей сохранится мотивация продлевать подписку. «При положительном разрешении кризиса можно ожидать более скорого возвращения иностранных брендов и роста рекламных доходов», — отмечается в отчете.
В Telecom Daily менее пессимистичны в прогнозах. «Наш пессимистичный сценарий — падение рынка на 20% в 2022 году», — сказал генеральный директор агентства Денис Кусков. В опрошенных газетой видеосервисах не берутся давать конкретных прогнозов о динамике выручки, но не драматизируют ситуацию. В «Ростелекоме», который развивает сервис Wink, отметили, что доля подписки в расходах домохозяйств не настолько велика, чтобы люди начали от них массово отказываться.
«Но, возможно, сократится количество подписок на одного клиента», — добавили в компании. Там ожидают, что в период экономической турбулентности пользователи «скорее будут отказываться от дорогостоящего досуга, чем от видеосервисов». «Мы не ожидаем большого падения рынка в сегменте подписок. Второй квартал точно будет снижение, но к концу года ситуация должна выровняться», — отметил гендиректор видеосервиса Start Дмитрий Гудумак. По его словам, драйвером роста в России были не западные премьеры, а отечественные, часто оригинальные, и этот тренд только усилится.
Гендиректор онлайн-кинотеатра Premier Софья Митрофанова, уточнила, что компания в первую очередь работает именно с подписной моделью — «поэтому снижение рекламных доходов не так важно для нас, как для других игроков рынка». По ее словам, Premier не сидит «на игле» зарубежного контента, а производит «собственные оригинальные проекты, число которых растет год от года». Директор по маркетингу и PR More.tv Владимир Малыженков согласен, что основным стимулом для роста подписки останутся оригинальные проекты. «Параллельно продолжают набирать популярность, например, турецкие премьеры», — добавил он.