Эксперты и сервисы такси предупредили о рисках для рынка в 2022 году
Объем российского рынка такси в 2022 году может сократиться на 10-20%, спрогнозировал сервис «Таксовичкоф». Участники рынка видят риски в оттоке водителей из стран СНГ, удорожании автомобилей, комплектующих к ним, ремонта и страхования. В 2021 году легальный рынок такси вырос до 820 млрд рублей, водители заработали 650 млрд рублей
Объем рынка такси в России снизится по итогам 2022 года не более чем на 10-20%, заявил РБК гендиректор сервиса «Таксовичкоф» Максим Федоров. Сервис «Максим» к концу года планирует вырасти на 25% «по количеству заказов и финансам», но признает, что это будет зависеть от платежеспособности людей и корректировки тарифов перевозчиков, отметил представитель компании.
Среди основных рисков для рынка такси не только падение доходов населения, но и высокая текучка кадров, заявил РБК руководитель департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра при правительстве Сергей Караваев. По его словам, в последние годы в отрасли наблюдался отток водителей из СНГ и приток местных. Эта тенденция может продолжиться в 2022 году, считает Караваев. Замещение мигрантов российскими водителями будет недостаточным ввиду большого спроса на услуги такси, заявил представитель сервиса «Максим». Глава «Таксовичкоф» обратил внимание, что за последние два месяца прирост новых водителей в сервисе составил 12%. Представитель «Яндекс Такси» заявил, что сервис и таксопарки тоже фиксируют приток водителей и их повышенный интерес к режиму самозанятых.
Снижения спроса на такси сервисы сейчас не наблюдают. Глава «Таксовичкоф» Федоров отметил, что в начале марта объем рынка такси сократился в среднем на 15%: люди были в замешательстве и начинали экономить, но затем ситуация стабилизировалась, считает топ-менеджер. Представитель «Максим» заявил, что в нескольких городах число заказов в марте-апреле выросло даже сильнее, чем сервис ожидал. С приходом тепла спрос на поездки немного спал, но это происходит каждый год и существенных изменений в сравнении с прошлыми годами пока нет, сообщила РБК исполнительный директор «Национального совета такси» Наталья Лозинская.
Представитель «Максим» среди рисков для отрасли назвал также новое правовое регулирование рынка, которое разработал Минтранс. Он требует, например, ввести минимальный тариф на перевозку пассажиров и багажа, ограничить число легковых такси для каждого региона, устанавливать устройства контроля за вниманием и усталостью водителя, а также обязывает таксопарки открыть «автоматизированный удаленный доступ» к своим информационным системам и данным Федеральной службе безопасности.
Средняя стоимость автомобилей на фоне санкций и приостановки работы нескольких автопроизводителей в России выросла как минимум вдвое, сообщил гендиректор «Таксовичкоф». Дороже обходится содержание, ремонт и страхование автопарка. Из-за удорожания будет расти доля российских автомобилей, а также снизится год допуска автомобилей — например, с 2015 до 2010 года, допустил представитель сервиса.
В 2021 году объем легального рынка такси в России достиг 820 млрд рублей, написал РБК со ссылкой на исследование Аналитического центра при правительстве. По его данным, законно работающие водители заработали в сумме примерно 650 млрд, по 83 млрд заработали таксопарки и агрегаторы. Рынок нелегальных перевозок составил 157 млрд рублей. На первом месте по перевозкам — «Яндекс.Такси» (66%), за ним следует «Ситимобил» (8,3%), «Максим» (7%), «Везет» (7%) и Gett — (6,6%).