Минтранс разработал законопроект об обязательной для служб такси передаче данных ФСБ
Министерство транспорта предложило обязать сервисы заказа такси передавать все данные в режиме онлайн Федеральной службе безопасности. Участники рынка считают, что сейчас не время вводить новые требования, которые потребуют дополнительных затрат
Министерство транспорта разработало законопроект о такси, в котором сервисы заказа такси предлагается обязать предоставить «автоматизированный удаленный доступ» к данным о пассажирских перевозках Федеральной службе безопасности (ФСБ). Об этом пишет РБК со ссылкой на текст законопроекта и участников рынка.
К какой именно информации и зачем нужно будет предоставить доступ ФСБ, в тексте законопроекта не указывается. Кроме ФСБ, агрегаторы такси и приложения для заказа легкового такси таксопарков должны будут передавать сведения о перевозках, в том числе о местоположении такси и водителе, в Региональную навигационно-информационную систему. По словам одного из собеседников издания, законопроект согласовали Минфин, Минэкономразвития, Минпромторг, ФНС, Минюст, Ространснадзор, Минтруд и Минздрав.
Представитель Минюста сообщил, что законопроект находился на рассмотрении у ведомства, а «заключение по результатам проведения его правовой и антикоррупционной экспертизы было направлено в Минтранс». По словам председателя Общественного совета по развитию такси в регионах России Ирины Зариповой, проект в ближайшее время будет внесен в Госдуму. «При создании законопроекта учитывались мнения игроков рынка такси», — сказала она.
В предложенном законопроекте о такси также говорится об ответственности агрегаторов в случае причинения вреда пассажирам и их имущества водителями, которые работали без разрешения; о необходимости открывать представительства в регионах присутствия и заключать договоры с самозанятыми; а также о ведении региональных реестров участников рынка (перевозчиков, такси и служб их заказа). В проекте указывается, что сейчас вопросы оказания услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа самозанятыми водителями не регулируются законодательством.
Представитель «Ситимобила» сообщил, что новый законопроект «во многом повторяет отклоненные ранее редакции, в том числе получившие негативные отзывы участников рынка». По его словам, сейчас агрегатор не хранит данные о поездках пользователей. Собеседник отметил, что новая редакция законопроекта не должна «вводить ограничительные и затратные меры для участников отрасли, которые будет сложно выполнить в текущих экономических условиях».
«Мы считаем важным найти компромиссный вариант регулирования, который позволит обеспечить безопасность поездок, но при этом не приведет к резкому «сжатию» сферы такси», — сказал он. Представитель «Максима» назвал странным то, что «очередной законопроект готовится втайне, без обсуждения с участниками рынка». «Есть вероятность получить совсем не то, что нужно для развития отрасли и работающего регулирования», — сказал он.
Представитель «Яндекс.Такси» отказался от комментариев.
Ирина Зарипова оценила новую версию законопроекта как «компромиссную». По ее словам, текст будет дорабатываться в ходе чтений в Госдуме. Собеседница отметила, что регулирование рынка такси необходимо, но принятие законопроекта лучше было бы отложить до осени, когда экономическая ситуация нормализуется. По ее словам, при ее ухудшении «мы, возможно, будем наблюдать приток новых водителей в пока что незарегулированную сферу».
Зарипова добавила, что «развитие бизнеса сейчас практически не интересует таксопарки, их интересует только тема лизинга, антикризисных мер и т.д.». Она отметила, что это приведет к тому, что число экспертов и участников рынка, вовлеченных в обсуждение законопроекта снизится.