Правительство даст время для легализации закупленного до нового закона вина
Российские власти нашли способ избежать уничтожения вина, закупленного до поправок в закон об алкогольном регулировании. Правительство негласно продлило мораторий на проверки выполнения законодательства, а Минсельхоз разрешил на легально произведенные, но не соответствующие новой версии закона вина наклеить специальные стикеры
На совещании с представителями Минсельхоза, Минфина, Роспотребнадзора и других ведомств было принято решение о негласном продлении моратория на проверки исполнения новой версии закона об алкогольном регулировании с изменениями в классификации вин. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на участников совещания (прошло на минувшей неделе) и собеседников в ретейле.
На легально произведенные вина, которые не соответствуют новой их классификации, предполагается нанести специальные наклейки (стикеры). Их дизайн сейчас разрабатывается, ссылается газета на разъяснение Минсельхоза. На стикерах будет представлена информация о продукте по новым требованиям. Представитель министерства отметил, что стикеры позволят бизнесу выполнить требования закона. На вопрос о моратории на проверки он не ответил.
Поправки в закон о регулировании алкогольного рынка были внесены летом 2021 года. Они изменили классификацию вина и правила его производства. Так, термин «столовое вино» заменили на «вино», были введены наименования для импортной продукции с защищенными географическими идентификаторами и другие изменения. По просьбе бизнеса на проверки исполнения новых требований ввели мораторий до конца 2021 года. Для получения деклараций о соответствии была предусмотрена упрощенная процедура.
В декабре бизнес снова обратился в правительство с просьбой продлить мораторий еще на год — на рынке оставалось очень много продукции, которая не соответствовала новым требованиям. В письме Simple, Beluga Group, Ассоциации компаний розничной торговли говорилось об угрозе уничтожения «несколько десятков миллионов бутылок» вина, шампанского и другого алкоголя на сумму более 15 млрд рублей.
Собеседник газеты в одной из алкогольных компаний отметил, что реформа виноделия задумывалась как поддержка российских производителей, а в реальности потребление вина сокращается. По данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, в январе-ноябре 2021 года производство винодельческой продукции в России сократилось на 14,3% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, до 60,3 млн дал (минус 31% к 2019 г.). Импорт тихих вин в январе-октябре вырос на 14%, до 23,8 млн дал, игристых — на 36%, до 5,2 млн дал.
По словам исполнительного директора виноторговой компании Fort Александра Липилина, разъяснение Минсельхоза «немного успокоило». По его словам, в ином случае компании пришлось бы уничтожить около 10% содержимого склада. По оценке Липилина, нанесение наклеек займет до полутора месяцев, а затраты на каждую составят не более 1 рубля. По словам основателя и президента Simple Group Максима Каширина, отрасль сейчас разрабатывает единый формат стикера, приемлемого для всех участников рынка и регуляторов.
Собеседник еще в одной из винодельческих компаний сомневается, что до 1 марта все участники рынка успеют нанести стикеры. По его словам, в некоторых отдаленных регионах процесс может затянуться. Руководитель информационного центра Wine Retail Александр Ставцев рассказал, что дополнительное нанесение стикеров на вина в рознице применяется впервые. Он предположил, что в первую очередь наклейки будут актуальны для вин в ценовой группе от 500 рублей за бутылку и выше. Они медленнее продаются и чаще остаются на полках супермаркетов и винотек. Ставцев ожидает, что введение наклеек позволит избежать необходимости изымать и уничтожать вина.
Президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович отметил, что незаконной продукции на рынке «нет и быть не может». Вся винная продукция внесена в ЕГАИС, с нее уплачены акцизы, таможенные платежи и т. д. По его словам, изменились лишь наименования продукции, а стикеры позволят проверяющим органам и потребителям в этом убедиться. По мнению Поповича, «паника на рынке» возникла из-за того, что торговые сети и импортеры неправильно трактовали новое законодательство.