Оборот нелегальной продажи алкоголя в интернете показал рост впервые с 2019 года, сообщили эксперты Group-IB. Причинами стали как растущая популярность дистанционных покупок, так и подорожание спиртных напитков
Оборот «теневого» рынка продажи алкоголя в интернете вырос за год на 266 млн рублей и на конец 2021 года достиг отметки 2,75 млрд рублей, подсчитала Group-IB.
В 2019 и 2020 годах теневой рынок алкоголя в сети оставался на отметке 2,5 млрд рублей, но в 2021 году пошел в рост из-за роста цен на спиртные напитки на 2,46% и популярности онлайн-покупок в связи с пандемией.
По данным Group-IB, с января по ноябрь 2021 года количество запросов «купить алкоголь с доставкой» в «Яндексе» выросло в два раза, до 108 000. Всего эксперты компании выявили в сети около 3000 сайтов, каналов в мессенджерах и групп в соцсетях, которые торгуют спиртными напитками в обход действующего законодательства.
Эксперты Group-IB отметили, что два года назад началась активная миграция продавцов алкоголя в соцсети и мессенджеры. В Telegram, по данным Group-IB, количество каналов, предлагающих покупку и доставку алкогольной продукции, за год выросло с 50 до 130. Суммарное число их подписчиков возросло со 160 000 до 750 000 человек, подсчитали эксперты компании.
По данным Group-IB, при средней посещаемости сайта, продающего алкоголь с доставкой, 1965 человек в месяц и средней стоимости одной покупки 1557 рублей заработок 1700 онлайн-магазинов в 2021 году достиг 624 млн рублей. Оборот сайтов, предлагающих подделки, составил 225,6 млн рублей. Оборот продаж алкоголя в соцсетях и мессенджерах — 1,9 млрд рублей. Таким образом, общий оборот нелегальной интернет-продажи алкоголя составил составил 2,75 млрд рублей.
Замгендиректора Group-IB по направлению защиты от цифровых рисков Андрей Бусаргин считает, что эта цифра может быть лишь верхушкой
«айсберга» их-за закрытости теневого бизнеса. Он напомнил, что опасно покупать алкоголь через интернет, так как гарантии подлинности товара нет. И предупредил производителей брендированного алкоголя о серьезных репутационных рисках и финансовых потерях из-за подделки их продукции.