Чтобы свет не выключался: почему европейские цены на газ останутся высокими
Холодная зима
Цены на газ в Европе резко выросли в связи с холодами и безветренной погодой, из-за чего упала выработка электроэнергии ветровыми генераторами. Кроме того, на фоне низких запасов газа в подземных хранилищах остановился российский экспорт по трубопроводу «Ямал — Европа». Аналитики говорят, что цены останутся высокими нынешней зимой, а может, и дольше, поскольку полностью заместить трубопроводный газ не удастся.
Отопительный сезон в Европе продлится, скорее всего, до середины апреля 2022 года. Если в это время будет сохраняться безветренная холодная погода, высокий спрос на отопление и электроэнергию при простаивающей ветряной и «токсичной» угольной генерации будет поддерживать высокие цены на газ. При этом запасы подземных хранилищ газа к маю вновь окажутся истощены сильнее обычного, так что газ может оставаться дорогим до конца 2022 года, пишет эксперт «БКС Экспресс» Игорь Галактионов.
«Мы предполагаем, что цены останутся повышенными как минимум весь отопительный сезон в Европе, — сказал Forbes cтарший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. — Поскольку рынок остается крайне волатильным, возможны периоды резкого роста цен и снижения, но тем не менее биржевые котировки вряд ли опустятся ниже отметки $1000 за тысячу кубометров, а скачки до $1500-$2000 возможны в случае пиковых нагрузок на систему. Таким образом, мы не ждем, что до конца зимы ситуация существенно изменится в пользу европейских потребителей».
Высокие цены с нами надолго
«Что касается дальнейших перспектив, то довольно сложно сейчас отследить ситуацию к концу лета. Все будет зависеть от того, каким оно будет. Однако можно быть уверенным, что низкие запасы в газа хранилищах станут фактором дополнительного спроса, что окажет поддержку ценам на газ, несмотря на их сезонное снижение в начале летнего периода», — добавил Блохин.
Его коллеги согласны — высокие цены с нами надолго. «Дисбаланс на рынке газа такой колоссальный, что вряд ли получится его быстро сгладить, — говорит аналитический директор группы корпоративных кредитных рейтингов и рейтингов инфраструктуры московского офиса Standard & Poor’s Елена Ананкина. — Несмотря на зеленый курс, пока Европа не может обойтись без ископаемого топлива. Выработка солнечных и ветряных станций переменчива и зависит от погоды, а хранилищ энергии пока очень мало. По оценкам большинства экспертов, это даже вопрос не зимы 2021-2022, а примерно ближайшего десятилетия. Чтобы свет не выключался в безветренные и пасмурные дни, нужна страховка в виде традиционной генерации».
«Значительное отставание заполненности хранилищ от нормальных по историческим меркам значений не сокращается, а вместо низкого спроса в отопительный сезон мы пока что наблюдаем максимальный за пять лет объем отбора газа в ноябре и начале декабря, — констатирует Сергей Кауфман из ИК «Финам». — Возникла аномальная ситуация: цены в Европе поднялись выше цен в Азии, что приводит к частичному перенаправлению в Европу потока танкеров с сжиженным природным газом (СПГ), предназначавшихся для азиатского региона. Это может приостановить ралли».
С ним не согласен Блохин из Альфа-банка. «Мы сомневаемся, что рыночные факторы сейчас способны в корне изменить ситуацию, — говорит он. — На фоне скачка спотовых цен в Европе мы видим, что партии СПГ, которые шли из Америки в Азию, разворачиваются и берут курс на европейские порты. Тем не менее мы предполагаем, что в ближайшее время покупатели в станах Азиатско-Тихоокеанского региона отреагируют симметричным ростом цен, а газовые трейдеры скорректируют свои заявки, и СПГ вновь вернется на азиатские рынки».
Путин: «Газпром» не виноват»
Выступая 23 декабря на ежегодной пресс-конференции, Путин отверг обвинения европейских политиков в адрес «Газпрома» — якобы он перестал бронировать мощности в газопроводе «Ямал — Европа» по политическим соображениям. «Американские поставщики сняли с европейского рынка значительный объем — 14 млн т, по-моему, — сжиженного природного газа. И утащили их на премиальные рынки: сначала в Латинскую Америку — в Бразилию, а потом в Азию — в Китай, Южную Корею, Японию, потому что там больше платят. Европейцы думали, что у них премиальные рынки — нет, оказалось, что в других местах. И цены поползли».
Путин также сказал, что «Газпром» не забронировал трафик для поставок газа по маршруту «Ямал — Европа», поскольку европейские компании не выставили заявки на покупку, а Польша стала получать российский газ через Германию. «Мы поставляем в ФРГ газ по долгосрочным контрактам. Цена в 3-4-6-7 раз дешевле, чем на споте. Даже перепродав 1 млрд кубических метров газа, можно заработать почти $1 млрд. Это бизнес. Они, поднабрав определенный объем, получив на 5,6 млрд кубометров больше, чем предусмотрено контрактами, теперь продают его», — заявил Путин.
«Газпром» и сам продолжает утверждать, что наращивает поставки газа в Европу. Так, за 11,5 месяца, сообщила компания, поставки в страны дальнего зарубежья увеличились по сравнению с тем же периодом 2020 года на 4,8%, или на 8,2 млрд куб. м — до 178,1 млрд куб. м.
«К странам, в которые «Газпром» уже экспортировал больше газа, чем за весь 2020 год (Германия, Турция, Италия, Болгария, Румыния, Сербия, Греция, Словения, Швейцария, Северная Македония, Босния и Герцеговина), добавились по итогам первой половины декабря Польша, Дания и Финляндия», — сообщил «Газпром», добавив, что компания продолжает закачку собственного газа в пять европейских подземных хранилищ.
С этим согласен и Блохин из Альфа-банка. «Газпром» полностью выполняет все обязательства перед потребителями в Европе, говорит он. «Мы наблюдаем эффект разрушения спроса на текущих ценовых уровнях, что подталкивает многих потребителей к переходу на альтернативные источники энергии. Этим, в частности, обусловлен рост цен на нефть в последние несколько торговых сессий, которую экспертное сообщество рассматривает как альтернативу газогенерации», — сказал Блохин.
Он также отметил, что холодная зима ожидается не только в Европе, а «Газпром» также должен поставлять газ и на внутренний рынок.
Россия обеспечивает до половины всех газовых поставок в Европу, а остальное приходится в основном на импорт из Норвегии и Алжира. Норвегия обещала увеличить поставки газа на 2%, или на 2 млрд куб. м. Поставки газа из Алжира в Европу сократились после того, как Алжир остановил из-за конфликта с Марокко один из двух своих трубопроводов мощностью 13,5 млрд куб. м в год, через который в Европу поступало примерно 6 млрд куб. м. По данным Европейской комиссии, потребление газа в ЕС в 2020 году составило 394 млрд куб. м, сократившись с 482 млрд куб. м в 2019-м в связи с пандемией.