Аналитики оценили в 10% рост продаж поддельных товаров в России в 2021 году
Аналитики BrandMonitor прогнозируют, что российский рынок контрафактной продукции по итогам 2021 года вырастет на 10%, до 6,5 трлн рублей. По их данным, большая часть продаж придется на офлайн, а основными подделываемыми товарами выступят одежда и обувь люксового сегмента, детские товары и кроссовки
Оборот контрафактной продукции в России по итогам 2021 года вырастет на 10%, до 6,5 трлн рублей, об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование BrandMonitor. Лидеры серых продаж — люксовая одежда и обувь, кроссовки и детские товары, только 10% контрафакта продается через интернет.
В компании уточнили, что исследование выполнялось на основе опросов покупателей, в которых приняли участие более 10 000 респондентов, а также на основе контрольных закупок в 15 000 торговых точек в 100 городах РФ, в интернет-магазинах, и анализа административных дел в связи с нарушением товарных знаков и интеллектуальных прав. По данным аналитиков, 40% оборота — продажи контрафактных продуктов питания, 60% — поддельных непродовольственных товаров. Онлайн-продажи составят по итогам года около 10% оборота.
Аналитики выделили три ведущих категории поддельной продукции: это одежда и обувь люксовых брендов (273 млрд рублей, 30% — онлайн); кроссовки (72 млрд рублей, 40%), детские товары (30 млрд рублей, 15%). Другой контрафакт — это парфюмерия, косметика, мебель, автозапчасти, аксессуары для мобильных телефонов.
По оценке гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, цифры BrandMonitor по обороту контрафакта завышены, а доля продаж через интернет — занижена. На интернет приходится не менее 30% торговли серым товаром, считает Бурмистров. Эксперт ожидает, что оборот контрафакта в России будет снижаться за счет внедрения маркировки и повышенного внимания к нему со стороны государства.
По словам председателя организации «Общественная потребительская инициатива» Олега Павлова, основной канал сбыта контрафактной продукции в России — это неорганизованная розница и интернет. По данным BrandMonitor, более 80% продаж контрафакта в онлайн-канале приходится на объявления в соцсетях. По словам Павлова, большинство покупателей контрафакта — жертвы мошенников, а не потребители, покупающие подделки сознательно
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ, в которую входят Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», Lamoda и другие) Артем Соколов рассказал, что у крупных интернет-площадок внедрены специальные фильтры и алгоритмы, которые выявляют потенциальный контрафакт. В дальнейшем, отметил он, компании внедрят отдельный канал коммуникации для правообладателей, чтобы они могли оперативно передать претензии, если найдут нарушения.
Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина отметила, что наиболее высокая доля контрафакта приходится на игрушки, одежду и канцелярия, выпускаемую с использованием образов персонажей анимационных фильмов. В этом сегменте контрафакт занимает около 40%, тогда как в 2012 году его доля была около 30%, сказала Цицулина. По ее словам, инструменты для борьбы с подделками — активность самих брендов, их судебная практика и контроль совместно с регуляторами каналов сбыта.
Основатель онлайн-площадки по торговле люксовой одеждой, обувью и аксессуарами Vintage Voyage Игорь Киссель добавил, что на открытом рынке предложение контрафактных товаров в люксовом сегменте остается широким. При этом Киссель не заметил каких-либо скачков в отношении спроса на такую продукцию, а вот качество контрафактного люкса выросло.