Владелец сети «Красное & Белое» официально объявил о намерении провести IPO
Лидер алкогольного рынка и одна из крупнейших продовольственных сетей в России — Mercury Retail Holding PLC — официально объявила о намерении провести первичное размещение акций на Московской бирже.
В ходе IPO планируется разместить на бирже глобальные депозитарные расписки (ГДР). Продающим акционером будет Mercury Retail Group Limited, говорится в сообщении, но не уточняется, чьи именно интересы и в какой пропорции представляет Mercury Retail Group Limited. Основные акционеры Mercury Retail Group — Игорь Кесаев и Сергей Кациев (51%) и Сергей Студенников (49%). Организаторами размещения стали BofA Securities, J.P. Morgan, SberCIB и «ВТБ Капитал», а также Газпромбанк и Renaissance Capital.
Параметры IPO, такие как количество акций и их ценовой диапазон, пока не определены. Ранее два источника, близких к компании, рассказали Forbes, что в ходе IPO ретейлера планируется привлечь почти $2 млрд. Это вдвое больше, чем сообщал Reuters в конце сентября. Если IPO Mercury Retail соберет $2 млрд, то станет крупнейшим в России за последние десять лет, превысив объем состоявшегося в марте 2021 года IPO ретейлера FixPrice (на $1,8 млрд).
«Меркурий Ритейл» отличается от традиционных ретейлеров, прежде всего, своей уникальной бизнес-моделью, — прокомментировал Кесаев. — Мы не только стремимся находиться ближе всего к нашему покупателю, но и впервые предлагаем ему самую лучшую цену каждый день на каждую товарную позицию, которая продается в нашем магазине. Наш магазин должен стать основным магазином для удовлетворения ежедневных базовых потребностей российского потребителя».
Mercury Retail — третий крупнейший продовольственный ретейлер в стране (после X5 Group и «Магнита»), а также крупнейший оператор формата ultra-convenience. О готовящемся листинге стало известно в середине сентября, тогда речь шла о том, что группа рассчитывает на оценку в $20 млрд. По словам гендиректора Infoline Михаила Бурмистрова, в этом случае размер размещения должен был составить не менее 10-15% от капитала компании, то есть эмитент был намерен привлечь около $2 млрд.
В контексте выхода компании на IPO значение имеют три фактора, утверждает эксперт. Это потенциал, темпы роста и масштаб компании. Почти три года назад, в январе 2019-го, сеть «Красное & Белое» челябинского бизнесмена Сергея Студенникова была объединена с активами основателей крупнейшего в стране табачного дистрибьютора «Мегаполис» Игоря Кесаева и Сергея Кациева. «После объединения активов компания только выиграла, масштаб бизнеса вырос, акционеры собрали компетенции, комплементарные друг другу», — говорит Бурмистров.
В этом году Mercury Retail вошла в рейтинг 200 крупнейших частных компаний России с выручкой 577 млрд рублей по итогам 2020 года (по МСФО). Ранее «Красное & Белое» и «Бристоль» («Альбион-2000») входили в список как независимые частные компании. По оценке Infoline, по итогам первого полугодия 2021 года Mercury Retail входит в тройку лидеров розничного рынка России с долей 4,6%. У ее конкурентов Х5 Group — 13%, у «Магнита» — 8,9%.
По оценкам GfK, сегодня на долю Mercury Retail приходится 43% сегмента ultra-convenience российского продуктового ретейла, говорится в сообщении группы: «Эта доля приблизительно в шесть раз больше, чем у второго по величине представителя сегмента». Сегмент обладает высоким потенциалом: аналитики GfK прогнозируют среднегодовой темп роста 27,8%. К концу 2025 года его объем достигнет 5,4 трлн рублей (23,4% российского продуктового ретейла) против 1,8 трлн рублей на 30 июня 2021 года.
Сеть управляет более 14 000 магазинов (по данным пресс-службы «Красного & Белого», в выходные 23-24 октября ретейлер открыл свой десятитысячный магазин). Рост сопоставимых продаж (LfL) за первое полугодие 2021 года составил 18,1%. Выручка за 12 месяцев (завершившихся 30 июня 2021 года) составила 646 млрд рублей, ее рост — на 28,6% год к году. «Руководство группы уверено, что, благодаря нынешней стратегии открытия новых магазинов, группа может рассчитывать на дальнейшее увеличение масштабов сети в течение ближайших нескольких лет», — следует из сообщения компании.
Показатель скорректированной EBITDA за тот же период составил 68,3 млрд рублей, рентабельность EBITDA — 10,6%. Плотность продаж в магазинах Mercury Retail составляет 674 000 рублей на кв. м (за LTM по июнь 2021 года). Группа называет себя лидером в своем сегменте по возврату на инвестиции — 39,7% по IFRS 16 (99,3% в соответствии с IAS 17)за год, завершившийся 31 декабря 2020 года.
По мнению аналитиков, опрошенных Forbes, статус публичной компании делает более доступным привлечение акционерного финансирования (в том числе для инвестиций в рост). «Кроме того, IPO может являться способом для акционеров полностью или частично выйти из бизнеса, если для них это инвестиционный проект», — считает аналитик «Велес Капитала» Артем Михайлин. В последние годы сети, входящие в Mercury Retail, демонстрировали высокие темпы роста выручки и сопоставимых продаж, заметно опережая рынок и крупнейших игроков продуктового ретейла, подчеркивает Бурмистров. «Компания демонстрирует повышение операционной и финансовой эффективности и в 2021 году ускорила органический рост: в I полугодии 2021 года количество объектов увеличилось на 770, что обеспечило рост продаж более чем на 27%», — добавляет эксперт.
Пандемия также повлияла позитивно на экономику обеих сетей, и фактором риска может быть лишь снижение потребления алкоголя и здоровый образ жизни, считает аналитик Райффайзенбанка по потребительскому сектору Егор Макеев. Тем не менее сети Mercury Retail давно и планомерно снижают влияние этого тренда, наращивая долю продуктов питания в ассортименте.