Владельцы алкосетей «Красное & Белое» и «Бристоль» могут привлечь $2 млрд на IPO
Агентство Reuters 30 сентября опубликовало со ссылкой на три источника сообщение, что Mercury Retail Group готовит IPO и намерена привлечь около $1 млрд. Два источника, близких к компании, рассказали Forbes, что речь идет о более крупной сумме — компания рассчитывает получить $2 млрд. Пресс-служба сети «Красное & Белое» и представитель Mercury Retail Group отказались от официальных комментариев.
Рост или уход акционеров
О подготовке Mercury Retail Group к IPO стало известно в середине сентября, тогда сообщалось, что группа рассчитывает на оценку в $20 млрд. «Исходя из оценки, которую обсуждают в СМИ, размер размещения должен составить не менее 10-15% от капитала компании, то есть около $2 млрд. $1 млрд — это крайне мало», — утверждает гендиректор Infoline Михаил Бурмистров. Два источника, близких к компании, сказали Forbes, что речь идет о привлечении $2 млрд.
По словам Бурмистрова, в процессе выхода компании на IPO важны три фактора — потенциал, темпы роста и масштаб компании. В конце января 2019-го стало известно о слиянии «Красного & Белого» Сергея Студенникова с активами основателей крупнейшего в стране табачного дистрибьютора «Мегаполис» Игоря Кесаева и Сергея Кациева. «После объединения активов компания только выиграла, масштаб бизнеса вырос, акционеры собрали компетенции, комплементарные друг другу»,— говорит Бурмистров.
В 2021 году Mercury Retail Group впервые вошла в рейтинг 200 крупнейших частных компаний России с впечатляющим результатом 577 млрд рублей по итогам 2020 года (по МСФО). Ранее «Красное & Белое» и «Бристоль» («Альбион-2000») входили в список как независимые частные компании, но, объединившись, решили предлагать акции инвесторам.
«Публичный статус облегчает привлечение акционерного финансирования в том числе для инвестиций в рост, как органический, так и неорганический», — комментирует аналитик Райффайзенбанка по потребительскому сектору Егор Макеев.
«IPO может являться способом для акционеров полностью или частично выйти из бизнеса, если для них это инвестиционный проект, — отмечает аналитик «Велес Капитала» Артем Михайлин. — Акционеры могут монетизировать свои доли и превратить их в реальные деньги, если, например, не смогли найти крупного покупателя на свой пакет».
Удачный момент
Момент для публичного размещения выбран удачно, соглашаются опрошенные Forbes аналитики. Последние годы сети, входящие в Mercury Retail Group, демонстрировали высокие темпы роста выручки и сопоставимых продаж, заметно опережая рынок и крупнейших игроков продуктового ретейла. «Помимо благоприятной конъюнктуры рынка, компания демонстрирует повышение операционной и финансовой эффективности и в 2021 году ускорила органический рост: в I полугодии 2021 года количество объектов увеличилось на 770, что обеспечило рост продаж более чем на 27%», — добавляет Бурмистров.
По его словам, пандемия в 2020 году повлияла позитивно на экономику обеих сетей, даже несмотря на то, что в России до сих пор запрещена онлайн-продажа алкоголя. Продажи спиртного выросли за счет нескольких волн закрытий и ограничений для посещения общепитов. «Люди перестали ходить в традиционные магазины, происходит переток в онлайн и формат ultra-convenience (магазины у дома площадью менее 200 кв. м.), особенно в те сети, которые обеспечивают низкие цены, а Mercury Retail Group — ценовой лидер», — добавляет аналитик.
Алкоголь у дома
И «Красное & Белое», и «Бристоль» относятся к формату ultra-convenience. «Формат ultra-convenience должен показывать опережающий рост по сравнению с рынком продуктов питания в целом за счет удобства и быстроты совершения покупок, — подтверждает Макеев. — Доля формата сейчас — около 10%, к 2025 году будет 25%». По его словам, потенциал роста для бизнеса компании большой: «Красное & Белое» и «Бристоль» последовательно увеличивают долю продуктов питания и товаров повседневного спроса в ассортименте и «стараются поддерживать уровень цен на привлекательном уровне по сравнению с конкурентами».
Между сетями есть различия. Магазины «Красное & Белое» меньше по площади, и доля продуктов по сравнению с алкоголем у них выше. Это увеличивает частоту посещений торговых точек. Магазины «Бристоль», наоборот, просторнее, но доля продуктов ниже. Выручка с квадратного метра у Mercury Retail Group составляет около 640 000 руб. без НДС с кв. м., в том числе у «Красное & Белое» — более 700 000 руб. без НДС с кв. м., оценивает Бурмистров.
Конкуренты из онлайна
«Фактором риска для Mercury Retail Group может быть тренд на снижение потребления алкоголя и здоровый образ жизни, но его важность будет снижаться по мере роста доли продуктов питания в ассортименте компании», — говорит Макеев из Райффайзенбанка. По оценке Infoline, по итогам первого полугодия 2021 года Mercury Retail Group входит в тройку лидеров розничного рынка России с долей 4,6%. У ее конкурентов Х5 Group — 13%, у «Магнита» — 8,9%.
В «Велес Капитале» видят риски, связанные с ухудшением конъюнктуры и макроэкономической ситуации, а также регулированием алкогольного рынка. «Сложно предсказать, как будет трансформироваться рынок алкогольной розницы, когда разрешат продажи онлайн, и кто станет лидером в этом сегменте, — рассуждает Михайлин. — Замедление роста в любом случае будет происходить, поэтому важно изучить, какую стратегию развития предложит компания».