К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Дело не в кайфе»: как заработавший на жвачках состояние миллиардер строит свой бренд марихуаны

Фото Parallel
Фото Parallel
Ригли уверен, что его новый проект — стартап Parallel — может составить конкуренцию бизнесу его семьи по производству знаменитой жевательной резинки Wrigley’s. Миллиардер делает ставку не только на привлечение потребителей: он считает, что марихуана может спасать жизни

В 2017 году, когда миллиардер Уильям «Бо» Ригли-младший представил идею производства каннабиса как новую инвестиционную возможность управляющему директору его семейного офиса Джею Холмсу, тот немедленно ее отверг. «Ты шутишь, что ли? — сказал он. — Меня не привлекает перспектива надеть оранжевый костюм (цвет формы заключенных. — Forbes) и попасть в тюрьму».

Тем не менее Ригли, наследник состояния, заработанного на производстве жевательной резинки в Америке, ясно видел, что растущая индустрия легальной продажи марихуаны подходила под все его инвестиционные критерии: она стремилась менять поведение потребителей, трансформировала законодательную базу и находила способы применения вещества в сфере здравоохранения.

Бизнес, который вырос на 1000%: сколько можно заработать на инвестициях в легальную марихуану

 

Поэтому Ригли дал Холмсу указание найти компанию, которую заинтересует их предложение, и в конце концов тот нашел подходящий вариант во Флориде — компанию Surterra Wellness. Ригли и его команда прилетели на крупнейшее предприятие компании площадью 16 700 кв. м недалеко от Тампы. Им показали бесконечные ряды марихуаны (это был первый раз, когда 57-летний Ригли увидел комнату, полную каннабиса), после чего все улетели домой — в одежде, пропитавшейся ее запахом. «Никто не знал, где мы находимся. Я думаю, все были уверены, что мы сидим где-то под кайфом», — вспоминает Ригли солнечным днем во внутреннем дворике своего поместья на северной стороне Палм-Бич в лагуне Лейк-Уорт.

Вскоре после экскурсии он возглавил раунд инвестиций в Surterra на $65 млн, а в ноябре 2018 года сменил соучредителя компании на посту генерального директора. Переименованная в Parallel компания Wrigley теперь имеет 42 точки в трех штатах — 39 во Флориде и остальные в Массачусетсе и Неваде, а новые планируется открыть в Пенсильвании и Техасе. На сегодняшний день Ригли привлек в общей сложности $400 млн, в основном деньги семьи и других состоятельных лиц. На последнем раунде, завершившемся в 2020 году, компанию с объемом продаж $250 млн (в 2020 году) оценили примерно в $2 млрд.

 

В 2019 году Parallel потратила более $100 млн на стартап Molecular Infusions из Бостона, который работает над минеральной водой с добавлением ТГК (каннабиноид, действующее вещество психоактивных видов конопли. — Forbes). Parallel также ведет переговоры о приобретении сети диспенсариев (учреждений, раздающих лекарства бедным. — Forbes) в Чикаго примерно за $150 млн, что приведет к появлению в городе компании, чье название неразрывно связано с историей Wrigley.

По словам двух источников, знакомых с ходом переговоров, компания также изучает возможность выхода на биржу в Канаде посредством сделки с использованием SPAC (специальная техническая компания для выхода на биржу, альтернатива IPO для некоторых стартапов. — Forbes). Wrigley отрицает, что компания станет публичной.

Всего за три года Ригли превратил Parallel в производителя каннабиса нового типа. Поставив себе цель создать крупный бренд марихуаны, он пригласил в управляющую команду менеджеров и консультантов из крупнейших корпораций мира: Coca-Cola, Walgreens и Patrón Spirits. Ригли считает, что его новый проект может составить конкуренцию бизнесу его семьи по производству жевательной резинки, который он в 2008 году продал Mars, Inc. за $23 млрд.

 

«Думаю, это может оказаться значительнее, чем Wrigley, — говорит он. — Wrigley приносила людям радость. Но это гораздо важнее».

Parallel — не самый крупный производитель каннабиса в Америке (это звание принадлежит компании Curaleaf из Массачусетса) или даже во Флориде (а это — компании Trulieve), но она методично расширяет свою деятельность. Ее стратегия заметно отличается от стратегии Curaleaf, которая под управлением председателя-миллиардера Бориса Джордана агрессивно скупала конкурентов по всей стране. Вместо того чтобы скупать компании, Ригли сконцентрировался в первую очередь на Флориде, которую он называет «югом Нью-Йорка» и которая легализовала употребление марихуаны в медицинских целях.

Население Флориды растет и сейчас достигло 21 млн человек. Еще 100 млн ежегодно посещают штат, и Ригли ожидает, что. когда Флорида разрешит досуговое употребление каннабиса, его компания вырастет десятикратно. «В одной только Флориде потенциал роста огромен», — говорит он.

Самоизолировались с травкой: коронавирус вызвал бум в индустрии легальной марихуаны в США

Parallel инвестирует также в исследования медицинских и досуговых способов применения каннабиса. В 2019 году она подписала соглашение об эксклюзивном сотрудничестве с венгерской биофармацевтической компанией Eleszto Genetika (Будапешт). Мировой лидер в области генетической модификации дрожжей, Eleszto Genetika может секвенировать геном редких каннабиноидов и воспроизводить конкретные свойства в коммерческих масштабах. Один из будущих продуктов, который особенно нравится Ригли, — это каннабинол, или КБН (каннабиноид, который в малых количествах содержится в растениях семейства коноплевых. — Forbes), повышающий качество сна. «Называйте его «убийца Ambien (снотворное лекарственное средство. — Forbes)», — говорит он.

 

Parallel смотрит также в сторону ТГВ: это еще один каннабиноид, который действует, как и ТГК (главный психоактивный элемент каннабиса), но подавляет аппетит — а значит, по его словам, не создает желания «перекусить». Идея в том, чтобы создать некалорийный алкогольный заменитель, добавляет Ригли. Он говорит, а у его ног сидит пес породы лаготто-романьоло по кличке Рио: «Один из этих продуктов может стать прибыльнее, чем вся компания».

У Parallel есть еще кое-что, чего нет ни у одного производителя каннабиса, — имя Ригли.

Морган Паксиа, сооснователь инвестиционной фирмы из Сан-Франциско, которая специализируется на инвестициях в каннабис и управляет активами на $150 млн, уверен, что Ригли сможет создать успешную компанию по производству каннабиса. «Это заложено в их ДНК, — говорит Паксиа. — Семейный бизнес, которым управляли многие поколения, — вот так создают крупные, устойчивые, легендарные бренды».

Американские сладости: как стартап в США зарабатывает десятки миллионов долларов на мармеладе с каннабисом

 

Ригли родился в одной из величайших предпринимательских династий Америки. Его тезка, прадед Уильям Ригли — младший, в 1891 году основал компанию по производству мыла William Wrigley Co., а в 1893 году начал выпускать жевательную резинку Wrigley’s. Компания передавалась из поколения в поколение, отец Бо управлял ей до смерти в марте 1999 года. Бо, который начал работать в компании в 13 лет, стал гендиректором и председателем правления компании в 35, на следующий день после кончины отца.

Ригли ставят в заслугу то, что он подарил новую жизнь столетнему бизнесу, когда заменил натуральные ингредиенты в составе жевательной резинки на более дешевые синтетические, а также расширил его благодаря приобретению компании-производителя леденцов Life Savers и драже Altoids. В октябре 2008 года Ригли закрыл главную сделку своей жизни: он сделал Wrigley частной фирмой, продав ее Mars, Inc. — еще одной компании, принадлежащей семье миллиардеров.

Многие не без оснований полагают, что однажды Wrigley начнет производить жевательную резинку с каннабисом. Ригли три минуты объясняет молекулярные процессы, без которых невозможно за определенное время высвободить нужные вкусы из основы жевательной резинки. После чего говорит, что обеспокоен тем, насколько дорогостоящими могут оказаться исследования и разработки, а также тем, что такой продукт может понравиться детям. Тем не менее он отвечает: «Никогда не говори никогда».

Как и у Wrigley Co., у Parallel есть глобальные амбиции. Согласно инвестиционному документу, который есть в распоряжении Forbes, Parallel изучает вопросы, связанные с получением лицензий на выращивание каннабиса и конопли в Юго-Восточной Азии. Ригли признает, что беседовал с чиновниками этого региона, но говорит, что переговоры замедлились из-за пандемии.

 

Ригли не сразу отвечает на вопрос, как его предки отнеслись бы к деятельности в этой индустрии. Он стоит на деревянном мостике, ведущем к главному входу в его поместье, между двух прудов с рыбками кои. Ветер с озера Уорт треплет флаги над лужайкой неподалеку.  «Господи, да они бы в гробу перевернулись от одной только мысли об этом», — с улыбкой говорит он.

Марихуана все еще запрещена на федеральном уровне, однако в 43 штатах действуют те или иные исключения, а теперь, когда демократы получили контроль над Конгрессом, легализация кажется ближе, чем когда-либо. «Я не считаю наш бизнес незаконным, — говорит Ригли. — Сейчас он оказался в сложной политической ситуации».

Как миллиардер Босов «вложил миллионы» в марихуану и почему на него подал в суд ветеран спецназа США

Ригли, который обладает состоянием в $3,1 млрд, говорит, что ему повезло участвовать в процессе перехода отрасли от черного рынка в легальное поле. Последнее поколение предпринимателей, которые делали такие заявления, превратили пустынный город Лас-Вегас в пристанище для многомиллиардных публичных корпораций.

 

«Я думаю, мы переживаем те же времена, что и Лас-Вегас до того, как Стив Уинн превратил его в туристическую Мекку, — говорит он. — Кто угодно может поставить стол с зеленым сукном и начать играть. Но он создал уникальное место с предметами искусства, отелем Bellagio, фонтанами — и оно стало точкой притяжения». Ригли считает, что Parallel может стать первым в мире золотым стандартом в производстве каннабиса, изменив отношение американцев к марихуане, подобно тому, как Уинн преобразил «Город грехов». «Дело не в кайфе, — говорит он. — Дело в качестве жизни».

Перевод Натальи Балабанцевой

В Российской Федерации выращивание растений, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, их приобретение, хранение, перевозка, изготовление и переработка, являются незаконными.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+