Бизнес, который вырос на 1000%: сколько можно заработать на инвестициях в легальную марихуану
Книга Исаака Беккера «Когда плохо — это хорошо. Как зарабатывать на инвестиционных идеях» выходит в издательстве «Альпина Паблишер» в начале июля и уже доступна онлайн. Часть глав основана на публикациях, выходивших в разное время в Forbes и другой деловой прессе, к которым автор возвращается с ретроспективным анализом. Forbes публикует отрывок из главы «Как я инвестировал в марихуану и что из этого получилось. Стоит ли повторять?»
«Пионерские» идеи (так автор называет инвестиции в зарождающиеся или перспективные области бизнеса, где рынок еще не сформирован. — Forbes) по-разному приходят к инвестору, и мне сложно сказать, как это происходит. Наверное, люди смотрят, читают, следят за новостями, и в какой-то момент у них появляется мысль: здесь можно заработать. Не всегда это приводит к успеху — есть большие риски, но в случае удачи доход может быть очень большим. Для тех, кто готов рискнуть, кому будет интересен опыт работы со стратегией типа «пионер», я в этом и следующем разделах описываю два случая из своей практики.
Начну с того, как я инвестировал в марихуану. Мне удалось вовремя войти на этот только зарождавшийся рынок и хорошо заработать в 2013-м и начале 2014 года. О своем опыте я тогда написал в журнале Forbes, и это была, пожалуй, одна из первых публикаций по этой теме в российской прессе.
В той статье для Forbes упоминались 4 компании, работающие на новом рынке: британская GW Pharmaceuticals Plc., американские GrowLife Inc., Medbox, а также mCig, специализирующаяся на выпуске электронных сигарет с каннабиолами. Сразу хочу отметить, что я категорический противник наркотических средств и осуждаю употребление марихуаны в «рекреационных целях». В статье содержится информация об инвестиционных характеристиках легального в ряде стран бизнеса по производству медицинских препаратов, содержащих коноплю, и связанных с этим отраслей бизнеса (прим. автора для Forbes).
Прежде чем обсуждать судьбу акций, описанных в статье, отмечу, что за прошедшие пять лет индустрия марихуаны — выращивание и производство лекарств из нее — развивалась поразительными темпами. Первое использование медицинской марихуаны датировано 1996 годом в Калифорнии, первая страна, которая официально разрешила ее использование, — Уругвай в 2013 году. А на начало 2019 года марихуана частично разрешена в 30 странах, использование медицинской марихуаны — в 14, в США использование медицинской марихуаны легально в 33 штатах.
Сейчас даже обсуждается полная легализация марихуаны в стране так, как это произошло в Канаде 7 октября 2018 года. Чтобы вы представили себе масштаб этого бизнеса, приведу данные портала Statistа: в 2018 году в США было куплено медицинской марихуаны на $4,5 млрд. Сейчас в этом бизнесе в Штатах в той или иной мере занято 28 000 компаний.
А теперь посмотрим, как развивались события в течение пяти лет после написания статьи.
Первым делом отмечу, что одна из компаний прекратила существование: это Medbox. Все четыре компании в 2013–2014 годах принесли инвесторам доход в сотни процентов, но компетентные органы предъявили Medbox претензии в том, что она вводит инвесторов в заблуждение о масштабах своего бизнеса. Компания была поглощена и сейчас выступает под другим именем, так что она больше не представляет для нас интереса.
Из трех оставшихся игроков один показал очень достойные результаты. Мало того, что его акции достаточно хорошо себя вели все пять лет, он вышел на четвертое место по капитализации среди фирм, занимающихся бизнесом, связанным с марихуаной: $5,2 млрд на конец июня 2019 года. Речь идет о компании GW Pharmaceuticals, акции которой за последние 5 лет выросли на 83,4%. Конечно, это не такие темпы, как в самом начале, но тем не менее очень достойные для фармацевтической компании. А две другие фирмы — GrowLife и mCig — потеряли в стоимости примерно 90%.
Теперь, как обычно, выводы. Почему результаты оказались такими разными?
Во-первых, они иллюстрируют риски и некоторые особенности «пионерских» стратегий. Во-вторых, когда на каком-то рынке начинается бум, на него приходит множество спекулятивных игроков, которые хотят быстро и много заработать. Из-за этого на таких перспективных рынках акции зачастую сильно переоценены. Неважно, достойные ли это компании или случайные бенефициары бума. Частный инвестор покупает все, мало заботясь о финансовых результатах компаний.
На начальном этапе «пионерской» стратегии это сработало — у нас были удачные 2013 год и начало 2014 года. Это во многом было связано с тем, что в то время первая страна — Уругвай — объявила о легализации марихуаны. Люди почувствовали, что процесс может пойти дальше, и деньги потекли сюда рекой. Бизнес только начинался, войти в него было не очень дорого. Та же GrowLife была обычной садоводческой фирмой, но почувствовала запах денег и резко переметнулась в другую сферу. Но на длинной дистанции не все выдержали испытание, потому и столь разные результаты.
Отсюда вытекает еще одна особенность «пионерской» стратегии: она требует диверсификации. Нужно следить за рынком и ни в коем случае не держаться за тех, кто первым выбился в лидеры. За прошедшие пять лет появились новые игроки с миллиардной капитализацией. Вот несколько примеров: капитализация компании Canopy Growth Corporation — $14,4 млрд, Aurora Cannabis — $10,3 млрд, Cronos Group — $5,3 млрд.
Что общего у трех лидеров индустрии выращивания конопли и ее переработки для медицины? Прежде всего все эти компании канадские. Эта страна сейчас — лидер отрасли, чему способствовало обсуждение и принятие закона о легализации марихуаны в Канаде. Если посмотреть на рис. 2, то можно сделать вывод, что потенциал этой отрасли еще не исчерпан и, на мой взгляд, рост еще впереди, хотя возможны и естественные коррекции.
За последние годы лидеры отрасли прибавили от 370% до 1122%. Такие результаты — редкость, они еще раз говорят о том, что марихуана до сих пор остается «пионерской» стратегией. Но она достаточно рискованна и требует осторожных и вдумчивых вложений, иначе такие инвестиции могут завершиться как большими доходами, так и колоссальными убытками.
Основным потребителем лечебной марихуаны являются США. Но выйти на фондовый рынок Америки таким компаниям сложно: на федеральном уровне распространение марихуаны запрещено. Лишь самые крупные и крепкие представители отрасли добираются до биржи. Поэтому акции таких компаний торгуются в основном в Канаде. Легализация марихуаны на федеральном уровне в США может вызвать скачок котировок участников отрасли.
Индустрия развивается не только за счет применения конопли в медицине, но и ее добавления в традиционные продукты. Использовать каннабиноиды в своей продукции готовы производители напитков, кондитерских изделий, и т. д. Всего один пример: пивоваренный гигант Heineken (HEINY) с рыночной капитализацией больше $50 млрд уже выпускает шипучку с небольшими добавками выжимки из конопли. И это только начало.
Потенциальным инвесторам стоит обратить внимание, что эта индустрия, как и другие, по мере развития создает вокруг себя новые бизнесы. Кто-то выращивает коноплю, борется за ее качество, другие компании снабжают эти фермы семенами, удобрениями, оборудованием. Появились фирмы, которые ищут места, где можно начинать производство, и торгуют земельными участками. Технологические компании делают софт для учета, движения и сбыта продукции. И конечно, важную роль играют фармацевтические компании.
В США самый растущий сегмент потребителей марихуаны — люди старше 65 лет: именно они чаще сталкиваются с болью в суставах, бессонницей и другими проблемами, где медицинские изделия из конопли дают хорошие результаты. Человечество стареет, и число потребителей лечебной марихуаны будет расти. Но, повторюсь, хотя у этого рынка большое будущее, риски здесь гораздо выше, чем в традиционных отраслях и в сложившихся крупных компаниях.
Как и в других секторах рынка, существуют биржевые фонды, ориентированные на конопляную индустрию. На американском фондовом рынке сейчас котируются только три таких фонда — на тысячи компаний по всему миру. Основная причина — законодательные препоны. Тем не менее я уверен: когда вы будете читать эту книгу, их может быть уже не три, а пять или 10, а через год-два, возможно, существенно больше.
Сейчас же в распоряжении инвестора есть такие фонды, как ETFMG Alternative Harvest ETF (MJ), AdvisorShares Pure Cannabis ETF (YOLO), AdvisorShares Vice ETF (ACT). Последние два довольно молодые, у них под управлением всего несколько десятков миллионов долларов, и пока я бы не рекомендовал их к покупке. Остается ETF ETFMG Alternative Harvest, у которого под управлением примерно $1,2 млрд. Это тоже не очень много, но с таким ETF уже можно работать. К тому же приемлемой альтернативы ему пока нет.
Это глобальный фонд: в его портфеле порядка 49% — канадские компании, 32% — компании из США, есть в нем и английские фирмы (около 13%), шведские (2,1%), итальянские (1,9%), японские (1,76%) и другие. С одной стороны, это здорово, а с другой — учитывая, что в разных странах рынок развивается по-разному, это усредняет результаты фонда.
Упор сделан на компании медицинской марихуаны: фармацевтические и биотехнологические компании, которые используют каннабис в своей продукции. Конечно, инвестора интересует вопрос доходности. Здесь должен вас разочаровать: таких доходов, как в приведенных кейсах, в глобальном фонде с очень разными компаниями в портфеле мы не увидим.
График этого фонда за два года — настоящие американские горки, где крутые подъемы чередуются с резкими падениями (рис. 3). Долгосрочному инвестору это принесло бы за два года лишь 7,82%. Возможно, в более длительной перспективе фонд покажет более впечатляющий результат — это как раз тот случай, когда меньше риска, но и меньше доход.