Иногда они возвращаются: как отработала программа туристического кешбэка в России
В качестве примера рассмотрим международный опыт. В сентябрьском докладе Всемирной туристской организации (UNWTO) отмечается, что внутренний туризм в мире будет восстанавливаться быстрее, чем международные поездки, и это даст возможность как развитым, так и развивающимся странам оправиться от социальных и экономических последствий пандемии COVID-19.
В новых условиях многие страны стараются стимулировать спрос на внутренний туризм. В Италии работает программа Bonus Vacanze, в рамках которой семьям с доходом до €40 000 государство предоставляет субсидию до €500, которые можно потратить на оплату размещения при путешествии по стране. Малайзия ввела налоговые льготы на расходы, связанные с внутренним туризмом. Коста-Рика перенесла все праздники 2020 и 2021 годов на понедельник, чтобы в календаре было больше длинных выходных, которые можно использовать для путешествий по стране.
Особенности национального кешбэка
В 2020 году Ростуризм сосредоточился на внутренних путешествиях и запустил государственную программу поддержки внутреннего туризма «Туристический кешбэк». Ее суть заключается в том, что россияне могут получить частичный возврат средств за поездки по России. Получить его можно за покупку тура, бронирование отеля, санатория или пансионата. Партнерами выступили туроператоры, отельеры и туристические агрегаторы, всего более 2300 организаций сферы туризма и гостеприимства.
На первом этапе программы в августе максимальная сумма компенсации составляла 15 000 рублей. Чтобы ее получить, нужно было выполнить несколько условий. Минимальная стоимость тура или отеля должна была превышать 25 000 рублей. Оплатить поездку по России нужно было с помощью карты «Мир». Тур нужно было приобрести с 21 по 28 августа и отправиться в путешествие до конца года. Вся информация о программе, ее партнерах, а также подробные условия получения выплаты от государства были собраны на сайте Мирпутешествий.рф.
Почему внутренний туризм не смог компенсировать туроператорам потери от пандемии
По данным Ростуризма, в рамках первого этапа программой туристического кешбэка воспользовались более 70 000 путешественников. Средняя стоимость приобретенных туров составила 50 000-60 000 рублей, а средняя сумма возврата составила 10 000 рублей.
Реакция бизнеса
Первый этап программы показал интерес путешественников к поездкам по России, но вызвал неоднозначную реакцию у бизнеса. Во-первых, срок бронируемой туристом поездки должен был составлять минимум четыре ночи. Получается, отелям или направлениям, которые живут за счет туристов выходного дня, неактуально было участвовать в программе. Во-вторых, многие отельеры и туроператоры оказались не готовы к столь быстрому подключению к программе. У отельеров не оказалось сайтов с возможностью онлайн-оплаты, некоторые туроператоры не смогли сформировать ликвидный продукт и просто выставляли на продажу номерной фонд, который турист мог спокойно забронировать напрямую у отельеров.
В-третьих, не все туристы были готовы купить туры в такие сжатые сроки и отправиться в отпуск в межсезонье. Таким образом, в выигрыше оказались те регионы, которые активно принимают туристов осенью: Крым, Краснодарский край, Ставрополье. Но, например, многие санатории не могли принять участие в акции, поскольку с октября по декабрь не принимают туристов. В-четвертых, к программе не присоединились «агрегаторы», которые аккумулируют примерно 30% продаж средств размещений (отелей) и являются мощным инструментом продвижения и информирования туристов.
Тем не менее те объекты размещения, которые внимательно изучили программу и были технически готовы к подключению, получили свои бенефиты. Например, этой осенью загрузка курорта Красная Поляна на 33% выше, чем в прошлом, а большая часть туров на октябрь-ноябрь продалась именно в период действия программы «Туристический кешбэк».
В октябре правительство продлило программу на второй этап, доработав ее условия. Теперь нет минимальной стоимости тура, а минимальная продолжительность отдыха скорректирована от двух ночей вместо четырех. Сама программа продлится почти два месяца — с 15 октября по 5 декабря, а забронировать тур можно на любые даты, главное — вернуться до 10 января 2021 года.
Компенсация за туры тоже выросла — до 20%, но не более 20 000 рублей за каждую поездку. Количество поездок, которые можно совершить в рамках программы на одного жителя нашей страны, не ограничено. Поэтому можно сказать, что основные претензии отельеров в Ростуризме услышали.
В начале второго этапа программы туроператоры и отели отметили значительный рост бронирований. За первую неделю было приобретено отелей и туров с кешбэком на 870 млн рублей. Средний чек поездки по стране составил 38 000 рублей. Но главный вопрос — как покажет себя программа для небольших бизнесов и непопулярных направлений.
По данным Ростуризма, благодаря государственным выплатам в рамках программы «Туристический кешбэк» существенно увеличился интерес туристов к путешествиям на Русский Север: в топе направлений на новогодние праздники, помимо Сочи, Архыза и Домбая, появились Мурманская и Архангельская области, а также Карелия.
Результаты программы
В любом случае программу Ростуризма надо рассматривать как возможность представить туристические продукты России. Важно понимать одну вещь: если турист путешествует мало, то какой кешбэк ему ни предложи, он все равно поедет в самые популярные места, туда, где все понятно, есть инфраструктура: Сочи, Крым, Санкт-Петербург, Москва. А вот для опытных туристов такая программа — это стимул посетить новые места, наконец-то покататься на Хибинах или в Шерегеше, а не на Домбае, поехать в Мурманск, а не в Санкт-Петербург. Если программа будет постоянной, то туристы, ограниченные в бюджете на путешествия, в будущем смогут планировать не одну поездку по России, а две или три — понимая, что у него есть 20%-я экономия, полученная за счет государства.
Забито все: как Алтай перестал быть русской Исландией и сколько теперь здесь стоит отдых
Больше всего вопросов к новой программе было у туроператоров. Ведь по кешбэку деньги получает конечный турист, и ему по большому счету все равно, как бронировать тур или отель — через туроператора, агрегатор или напрямую. Думаю, что для крупных туроператоров программа интересна как с маркетинговой точки зрения, так и с точки зрения продвижения продуктов. Для маленьких туроператоров это повод задуматься о своем продукте, улучшить его и, как следствие, получить новых клиентов.
От многих отельеров я слышала фразу: «Мы потратили время на подключение, а не получили ничего». Очень жаль, что эти отельеры раньше не потратили время на подключение у себя на сайте такого необходимого гостям сервиса, как онлайн-оплата. В этом случае я бы рассматривала участие в программе как инвестицию в будущее и партнерство с большим государственным проектом.
Дудь не помог: почему Камчатка не дождалась туристов даже при закрытых границах
После этого остается только один вопрос — что ждет внутренний туризм после 10 января, когда закончится программа «Туристический кешбэк»? Поедут ли люди путешествовать по России? Прогнозировать сейчас сложно. Если смотреть по бронированиям на курорте Красная Поляна, то у нас новогодние праздники зарезервированы на 95%, январь — на 80%, а вот на март и апрель пока приходится небольшое количество заявок, глубина продаж сейчас составляет 1-2 месяца.
Сложность заключается и в том, что планировать событийные туры для поддержки дат, которые проседают, в этом году рискованно: любые мероприятия могут отмениться в последний момент, поэтому приходится поддерживать интерес туристов ценами, новыми активностями и, конечно, темой безопасности.
Лучше всего себя сейчас чувствует сегмент премиального отдыха. Пятизвездочные гостиницы бронируются быстрее всего. Ждать оттока платежеспособных гостей не стоит: те, кто хочет попасть в Европу, и так летают туда по визам категории D (для лиц, которым разрешено учиться, работать или постоянно проживать в одной из стран шенгенского соглашения. — Forbes). Поэтому если говорить про внутренний рынок, сейчас самое время сконцентрироваться на сервисе для гостей, развитии дополнительных услуг и продвижении не каждого отдельного отеля, а региона в целом.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции