Робокот за $12 000: «Шоколадница» тестирует роботов-официантов
Обслуживать гостей двух кофеен «Шоколадница» будут роботы-официанты, рассказал Forbes операционный директор ГК «Шоколадница» Юрий Владыкин. Пилотный проект начнут тестировать 30 октября в заведениях, расположенных в торговом центре «Метрополис» и в Климентовском переулке в Москве. Внешне робот напоминает этажерку, на разных полках которой можно расположить разные подносы. Роботы призваны помочь официантам, говорит Владыкин, они будут доставлять гостям заказы, просить их взять посуду с соответствующего подноса и отвозить грязную на мойку. Официанты смогут тратить больше времени на обслуживание посетителей.
Роботов для тестирования «Шоколаднице» бесплатно предоставил партнер — ООО «Инфрапрайм технолоджи». Ее представитель пояснил, что тестируются две модели: BellaBot (модель, имитирующая черты домашнего кота) и PuduBot (без черт животного или человека, но с экраном, отображающим эмоции, улыбку и глаза). Модели произведены китайской компанией Pudu Robotics. Гости смогут пообщаться с роботами на трех языках — русском, английском и китайском, отмечает собеседник Forbes.
В случае положительных результатов тестов планируется масштабировать этот опыт на всю сеть, говорит Владыкин. По его словам, средняя стоимость одного робота составляет около $12 000 (с учетом стоимости программного обеспечения). По данным «Шоколадницы», средняя зарплата официанта там 35 000 в месяц, то есть на деньги, потраченные на робота, можно больше двух лет выплачивать зарплату сотруднику.
Вопрос цены
В июне робопроект запустила сеть фастфуда KFC. В «ресторане будущего» в Огородном проезде нет касс и персонала, вместо них установлены терминалы, все заказы с кухни попадают в зону выдачи по конвейеру, а затем специальная роборука помещает заказ в ячейку, откуда ее забирает посетитель. Помимо технологий для гостей, компания внедряет ряд инноваций, сфокусированных на помощи сотрудникам в выполнении их рутинных задач, говорит представитель KFC. Речь идет, например, об использовании биометрии для учета отработанного времени, что уменьшает административную нагрузку на менеджеров. Все это перспективные технологии (наряду с конвейерной выдачей, диджитал-киосками), и этап тестирования показывает хорошие результаты, говорит представитель KFC.
В августе сеть «Много лосося» установила в ресторане на Ленинградском рынке робота-повара «Робопоке». Робот готовил поке — холодное блюдо на основе риса, красной рыбы и овощей. Тест длился полтора месяца, сейчас робот разобран, но в ресторане остались довольны, говорит основатель проекта «Много лосося» Александр Мутовин. По его словам, несмотря на то, что иногда механизм заедал и персоналу приходилось ассистировать роботу, люди приходили посмотреть на его работу, продажи точки выросли на 10%. Сейчас робот отправлен на доработку, в дальнейшем к нему должны добавить функции производства горячих блюд и супов. «Мы обязательно возьмем на тест следующую версию», — говорит Мутовин.
Исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков считает, что через несколько лет у рестораторов может появится реальная возможность заменить поваров и официантов на роботов, пока это вопрос цены. Но нельзя исключать психологический момент, отмечает он, далеко не все хотят иметь дело с роботами, общаться с ними. Тема может найти широкое применение в фаст-фуде, в ресторанах же высокой кухни люди предпочитают живой сервис, говорит Петраков.
Как Boston Dynamics создала самых знаменитых роботов в мире и когда они начнут помогать людям
Инструмент маркетинга
Роботизированных ресторанов в мире пока единицы, они находятся в основном в городах с высоким уровнем дохода, обращает внимание гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Например, в ресторане Hajime Robot в Бангкоке роботы в самурайских одеждах обслуживают посетителей, передавая им подносы с выбранными продуктами, которые можно поджарить на барбекю или сварить в специальном чугунке. На одном из лайнеров американской круизной компании Royal Carribean есть Bionic Bar, где роботы разливают напитки за стойкой, а в Калифорнии роботы готовят пиццу прямо в фургонах службы доставки Zume Pizza. Роботы Пепе и Джорджио выжимают соус на заготовки из теста, а робот Марта его распределяет, после роборука Бруно отправляет пиццу в духовку.
По словам Бурмистрова, в большей степени роботы являются инструментами маркетинга, чем оптимизации и повышения эффективности, но пандемия может сильно изменить ситуацию. Опасения клиентов по поводу возможного заражения, в том числе связанные с сообщениями, что власти Китая обнаружили живой вирус в продуктах, могут повысить интерес к ресторанам без персонала, рассуждает Бурмистров.
«Одни боятся, другие болеют»: столичные рестораторы в октябре потеряли от 30% до 60% клиентов