К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Хлеб, кров и тест: какие франшизы выстояли в кризис

Фото Семена Лиходеева / ТАСС
Фото Семена Лиходеева / ТАСС
Франчайзинговые пиццерии, онлайн-риелторы и медицинские лаборатории смогли в пандемию не только сохранить большую часть выручки, но и в некоторых случаях даже ее увеличить

«Ковид научил нас адаптироваться и работать очень быстро. Это теперь главные навыки для выживания любого бизнеса», — признается Федор Овчинников, основатель крупнейшей сети пиццерий «Додо Пицца», которая развивается по франшизе. За время пандемии рынок заказа готовой еды сильно увеличился, говорит предприниматель, рестораны закрылись, люди перестали там тратить деньги и стали чаще заказывать еду на дом.

Пиццерии оказались чуть ли не единственным сегментом общепита, наиболее устойчивым к COVID-19. Об этом свидетельствуют данные рейтинга «30 самых выгодных франшиз» Forbes в 2020 году, который будет опубликован на следующей неделе. Компания «Додо Пицца» — один из участников списка на протяжении последних двух лет. В сети сейчас работает более 600 пиццерий, из них 580 развивают партнеры-франчайзи.

Пицца и суши — блюда, которые составляют 50% всего рынка доставки готовой еды. За март-май количество заказов «Додо Пицца» выросло на 60%. И хотя полностью компенсировать финансовые потери это не помогло, но существенно удержало падение выручки: в апреле и мае продажи в рублях сократились всего на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

 

Добиться этого удалось в том числе за счет оптимизации — на время пандемии «Додо Пицца» пришлось законсервировать 49 пиццерий, которые работали на фудкортах закрытых ТЦ, увеличила зоны доставки и перераспределила нагрузку между работающими точками. Например, если раньше один район обслуживали три пиццерии, то отсутствие пробок позволило закрыть одну из них, сэкономив на электроэнергии, объясняет основатель сети. Для своих франчайзи компания отменила рекламные сборы в 3% от выручки каждого партнера. Роялти «Додо Пицца» уменьшать не стал (составляет процент от оборота). «Мы с франчайзи в одной лодке: если уменьшается выручка, уменьшается роялти», — говорит Овчинников.

Еще один шаг, на который пандемия подтолкнула сеть пиццерий, — это расширение меню. Теперь «Додо Пицца» доставляет супы, завтраки, горячий кофе и десерты. По словам Овчинникова, привычки людей сильно изменились за два месяца изоляции: они стали делать заказы не только в пятницу вечером, как было раньше, но и по утрам. Частота заказов выросла, но при этом у сети сократилась минимальная сумма заказа с 550 рублей до 345 рублей, а средний чек с 1200 рублей в начале года сразу упал до 700 рублей.

 

За время пандемии у компании открылось несколько новых точек, в том числе в Москве, Владивостоке, Самаре. «Для запуска ресторана с доставкой сейчас не самое плохое время, наоборот», — считает Дмитрий Троян, партнёр компании, управляющей 43 пиццериями «Додо Пицца» в разных городах России. До пандемии оборот от доставки и продаж в зале распределялся в пропорции 70% на 30%, с закрытием залов доставка в среднем выросла на 20%. Но вместе с этим в разы упала рентабельность с 12% до менее 4% за счёт снижения среднего чека доставки. Сохранить плюсовой показатель удалось благодаря соглашению с арендодателями снизившим стоимость аренды на 50% на время карантина. К прежним показателям предприниматель планирует вернуться в течение полутора лет. «Уверен, что мы восстановимся, с нетерпением ждем, когда сможем открыть залы для гостей. Троян не отказывается от планов по открытию новых объектов, но их площадь будет чуть меньше, что позволит сэкономить до 25% вложений (сейчас средние инвестиции в открытие пиццерии составляют 13,5 млн рублей). Главное — удалось сохранить штат сотрудников, говорит Троян, в том числе за счёт субсидии государства в размере МРОТ на каждого из 1500 сотрудников.

Еще одна категория франшиз, которая не теряет популярности среди начинающих предпринимателей, — риэлторский бизнес. «Мы ни на один день не останавливали свою работу, переведя весь цикл своих услуг в онлайн: ипотека, подборка, показ, задаток и сделка», — рассказывает Виктория Зинченко, директор департамента развития сети компании «Этажи». Компания впервые попала в рейтинг Forbes в прошлом году, сегодня насчитывает 123 франчайзинговых точки в России и еще несколько в странах СНГ, Молдове и Вьетнаме. По словам Зинченко, головная компания оказывала партнерам поддержку в ежедневном режиме: помогала с переходом в онлайн и налаживала работу с командой.

В числе антикризисных мер «Этажи» перераспределила бюджет в сторону онлайн-маркетинга, и это дало хороший отклик потенциальных франчайзи: в течение всей весны регулярно проводились онлайн-знакомства с новыми партнерами. Всего за период март-май «Этажи» обзавелись 11 новыми франчайзинговыми офисами, которые заработают в ближайшие месяцы. Средняя месячная выручка с одной франчайзинговой точки в России в апреле 2020 офисов «Этажи» 6,8 млн рублей — больше, чем год назад (6,4 млн рублей в апреле 2019 года). Это произошло благодаря повышению производительности каждого риэлтора, объясняют в компании.

 

В апреле 2020 года подросла средняя месячная выручка и конкурента «Этажей», риэлторской компании Century 21 (65 франчайзинговых точек), до 1,35 млн рублей. Рост вызван несколькими факторами, объясняет коммерческий директор компании Игорь Бабкин. Во-первых, это реализация отложенного спроса и ажиотаж на рынке недвижимости, который произошел из-за падения курса рубля, общей экономической турбулентности и стремления конечных клиентов срочно вложить сбережения в недвижимость. «Подобное наблюдается на нашем рынке практически при каждом кризисе: люди перестают делать вклады в банки, забирают оттуда деньги и пытаются инвестировать в реальные активы», — говорит он. Вторая причина роста — пакет антикризисных мер, предпринятых центральным офисом и последовательное их применение франчайзи. Среди таких мер: оптимизация бизнеса, интенсивное обучение методикам работы в новых условиях (не менее трех экспертных вебинаров в день с начала апреля), перестройка ключевых внутренних и внешних бизнес-процессов в онлайн-режим, протекционистские финансовые меры.

Апрельский рост выручки среди франчайзи зафиксировали в «Гемотесте», который ранее не участвовал в рейтинге франшиз Forbes. Компания управляет 200 собственными лабораторными отделениями и 540 франчайзинговыми. Если в апреле прошлого года лаборатория, работающая по франшизе, зарабатывала в среднем 1,1-1,2 млн рублей в месяц, то в этом году — 1,3-1,4 млн рублей. «Это связано с тем, что «Гемотест» стал одной из первых коммерческих лабораторий в России, которые ввели исследование для выявления новой коронавирусной инфекции. С 26 марта мы последовательно подключали к тестированию не только собственные, но и франчайзинговые отделения в разных регионах России», — говорит директор по франчайзингу Светлана Василенко. По ее словам, головная компания сделала все возможное, чтобы партнеры смогли быстро адаптироваться и начать оказывать новую услугу: провела дополнительное обучение медсестер по взятию биоматериала и технике безопасности, обеспечила лабораторные отделения необходимыми средствами индивидуальной защиты, согласовала выполнение анализа с территориальными управлениями Роспотребнадзора, частично переключила потоки корпоративных клиентов на обслуживание в лабораторных отделениях (для небольших компаний и ИП).

По данным «Гемотеста», в условиях пандемии ПЦР-анализ на вирус SARS-CoV-2 стал одной из самых востребованных услуг лабораторной диагностики, поэтому отделения партнеров, которые смогли быстро внедрить новые стандарты техники безопасности для взятия биоматериала, показывают стабильный рост. «Введение тестов на антитела IgM и IgG во франчайзинговых отделениях помогут партнерам сохранить набранный темп вплоть до окончания периода ограничений», — рассчитывает Василенко.

Возрос спрос и на финансовые услуги, говорят в компании «Global Finance Россия», которая впервые в этом году попала в лонг-лист рейтинга франшиз Forbes. Бизнес по предоставлению аутсорсинг-бухгалтерии и аудита работает по франчайзингу с 2015 года и насчитывает 289 партнерских офисов. «По прошествии двух месяцев можем смело сказать, направление деятельности филиальной сети не только не пострадало, но и испытало повышенный спрос на услуги: +12% среди заявок на обслуживание год к году», — рассказывает операционный директор Global Finance Вадим Максименко.

Средняя выручка точки в апреле 2020-го выросла на 20%, до 0,5 млн рублей. Компания работает с клиентами, для которых затраты на бухгалтерию прямо пропорциональны их экономии и спокойствию, говорит Максименко. Исходя из этого, услуги аутсорсера оплачиваются в первую очередь. Кроме того, сейчас многие клиенты больше не видят смысла содержать собственный штат бухгалтеров, заменяя их аутсорсингом типа Global Finance. По словам Максименко, схема работы франчайзи оптимизирована под «удаленку» строгими регламентами и возможностью контролировать деятельность сотрудников, поэтому никаких сложностей в связи с введенным режимом самоизоляции у партнеров не было.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+