«Настоящий кризис наступит в сентябре»: что происходит с франчайзинговым бизнесом
Российский франчайзинг показывает рост с начала 2010-х годов. «За десять лет общее число франчайзи, зарегистрированных в Роспатенте, выросло более чем в 10 раз», — рассказывал основатель «1С» и президент Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Борис Нуралиев на съезде Ассоциации год назад. Количество франчайзинговых точек в России к маю 2019-го достигло 70 000. В этом году спрос на бизнес по франшизе уже упал минимум на 15%, говорит исполнительный директор РАФ Юрий Михайличенко. По данным портала Franshiza.ru, на 25 апреля франчайзинговые сети уже потеряли около 15% действующих франчайзи. Около 70% сделок по покупке, запланированных на конец марта-апрель, отменены или перенесены на неопределенный срок.
Общепит принял удар
Первыми удар почувствовали сегменты общепита и офлайн-услуг (фитнес, салоны красоты, барбершопы) — все заведения закрыты из-за пандемии, а доход от доставки и прочих вспомогательных опций ничтожно мал, говорит Михайличенко. Аналитики Franshiza.ru отмечают новый тренд на рынке — люди ищут «антикризисную» франшизу, все больше склоняясь к онлайн-проектам или офлайн-проектам с сильной составляющей доставки.
«В первом квартале мы шли с опережением прогнозов, только в марте было продано 15 франшиз «Шоколадница», а в апреле ни одной», — говорит Максим Трубников, директор департамента франчайзинга ГК «Шоколадница». По состоянию на 31 марта сеть насчитывала 300 собственные и 128 франчайзинговых кофеен. Большая часть заведений сейчас закрыта по предписанию властей по всей стране, около 60 ресторанов работает на доставку. Согласно прогнозам «Шоколадницы», второй квартал безусловно просядет по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тем не менее, в компании рассчитывают на возобновление спроса во втором полугодии. «Прямо сейчас мы ведем переговоры о продаже нескольких франшиз, — говорит Трубников. — У потенциальных франчайзи есть доверие: сеть успешно прошла все кризисы, а бренд устойчив на рынке в отличие от других маленьких кофеен».
В конце марта владелец ресторанного холдинга «Росинтер» Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко рассказывал Forbes о разрушительной силе этого кризиса: «Отток гостей стал заметен в конце февраля-начале марта. Сначала 10-20 % к прошлому году, потом 50%, сейчас 100%». В апреле в связи с карантинными мерами пришлось серьезно перестроить работу кухонь ресторанов, которые работают на доставку. Сейчас их 54 из 253 по всей сети. В настоящее время «Росинтер» управляет 106 ресторанами по системе франчайзинга, которые работают под брендами «IL Патио», «Планета Суши», «Шикари» и Costa Coffee. «С апреля 2019 года было открыто 10 франчайзинговых ресторанов, еще 7 должны были открыться в марте-апреле этого года, но проекты заморожены из-за карантина», — говорит Маргарита Костеева, президент «Росинтер Ресторантс Холдинг».
В текущей ситуации «Росинтер» перестал вкладывать деньги в маркетинг продажи франшиз. Но те проекты, которые разрабатывались до карантина, будут завершены, отмечают в компании. Это касается и новых ресторанов (несколько проектов в завершающей стадии стройки), а также проектов по разработке новых ресторанных мини-форматов. Пока, как говорят в «Росинтере», портфолио ресторанов и партнеров с начала пандемии не изменилось. «Как будет представлен франчайзинговый портфель на рынке после завершения карантина, зависит от его длительности и от тех мер поддержки, которые будут реализованы со стороны правительства России, банков и так далее», — заключает Костеева.
У кого все хорошо?
«В лучшем положении оказались те игроки, чей бизнес связан с интернет-магазинами, дистанционной торговлей и службами доставки. У них ситуация лучше», — рассказывает Михайличенко. Один из крупнейших владельцев франчайзниговой сети, которому кризис не мешает развиваться, — компания экспресс-доставки СДЭК. За год, с марта 2019 года по март 2020, сеть приросла на 831 новый пункт выдачи заказов (ПВЗ) по франшизе.
«Спрос на франшизу есть, — подтверждает директор по развитию СДЭК Сергей Егоров. — В связи с ограничениями по всему миру количество заявок незначительно уменьшилось, зато конверсия (процент открытый точек по отношению к количеству заявок на покупку франшизы) вырос». За апрель открыто 70 пунктов СДЭК. По итогам четырех месяцев компания открывает в среднем 61 пункт в месяц, в прошлом году за тот же период показатель был 38. «Открыть ПВЗ выгодно: паушальный взнос от 0 до 200 000 рулей, общие инвестиции не превышают 1 млн рублей, — объясняет Егоров. — Плюс сфера логистики страдает в меньшей степени от кризисов и пандемий, актуальна всегда». По его словам, сейчас франшизы покупают те люди, для которых важна стабильность компании и сферы и которые хотят надежно вложить разумную сумму денег.
Вопрос цены для потенциальных франчайзи действительно стоит остро. По данным исследования Franshiza.ru, большинство инвесторов рассматривают открытие бизнеса стоимостью до 1 млн рублей — их доля увеличилась с 56% до 65%. Это альтернатива самозанятости и тот капитал, которым начинающие бизнесмены готовы рискнуть, считают аналитики портала.
В сторону уменьшения инвестиций в открытие франшизы стремится тот же СДЭК. С ноября прошлого года компания запустила новый формат «Райцентр» для населенных пунктов с населением менее 50 000 жителей. Формат не требует паушального взноса (франчайзи вносит только возвращаемый депозит 50 000), а требования к помещению крайне лояльные «Если у человека уже есть какая-то площадь, то для него затраты на вход в бизнес минимальны», — говорит Егоров. Для новых франчайзи СДЭК продлил каникулы от роялти сроком на полгода (начнутся с 1 июня), а также разработал программы обучения и подготовки в период карантина. Для действующих — ввел отсрочку по роялти до конца весны. По состоянию на 31 марта 2020 года у компании работают более 2000 пунктов в России, Китае, странах СНГ и Европы. На данный момент около 3% сети закрыты, так как они находятся в торговых и бизнес-центрах.
Сектор медицинских услуг пострадает от кризиса несущественно, так как спрос на них стабильно высокий (как и на подобные франшизы), уверены в «Лабораторной службе Хеликс». «С апреля прошлого года мы наблюдаем стабильный рост запросов от потенциальных франчайзи-партнеров, и прогнозируем еще больший рост рынка франчайзинга после кризиса», — комментирует заместитель гендиректора компании Дарья Горякина. Всего на сегодня сеть состоит из более 350 диагностических центров и лабораторных пунктов по всей стране. В 2019-м было открыто более 60 точек, и в этом году франчайзер намерен придерживаться тех же темпов развития.
С января 2020-го «Хеликс» открыл более 10 новых центров в России, а также вышел на рынок Казахстана (еще три точки). «Мы ожидаем быстрое восстановление рынка частных медицинских услуг, — говорит Горякина. — Это услуги первой необходимости и возникнет эффект отложенного спроса: клиенты, которым не обязательно сдавать анализы прямо сейчас, активно займутся этим сразу после окончания пандемии».
С надеждой на восстановление
Непродуктовая розница относится к числу пострадавших отраслей. Рост сети магазинов косметики Mixit пришелся на последние два года: сегодня она насчитывает 164 магазина в России и странах СНГ, более 130 являются франчайзинговыми. В планах на 2020 год было открытие 100 точек франчайзи по России, в Азии и Европе, но в текущей ситуации от прогнозов основатели компании Mixit Елена Назарова и Олег Пай воздерживаются. С января подписано 17 контрактов с партнерами: 10 в январе, 5 в феврале и всего две в марте. При благоприятной экономической ситуации предприниматели планирует вернуться к темпам +10 новых франчайзи в месяц.
Оптимистично настроен владелец франшизы мороженого Gelateria Plombir Евгений Драй, хотя для его бизнеса кризис выпал на самый горячий период продаж. «Я прошел три кризиса в том числе и потому, что мороженое — недорогое удовольствие, которое почти каждый может себе позволить, — рассказывает предприниматель. — Я бы не назвал положение катастрофическим. Да, работу приостановили, но на плаву держимся». Сейчас в сети Gelateria Plombir 20 собственных точек, и все они закрыты. Где-то Драю удалось договорится о 50%-ной и даже 100%-ной скидке на аренду в апреле. На франчайзинговой сети кризис отразился хуже: у Gelateria Plombir более 200 франчайзинговых кафе. Традиционно пик продаж франшиз его кафе-мороженого приходится на весну — за два-три месяца до летнего сезона. «Если бы не было пандемии, в марте и апреле мы бы открывали в 3-5 раз больше точек. [Сейчас] 80% переговоров встали на паузу, но, надеюсь, они возобновятся. Из последних покупателей — [партнеры] в Москве, Тобольске, Узбекистане», — отмечает Евгений Драй. Чтобы зацепить потенциальных партнеров, мы разработали антикризисное предложение, предусматривающие скидку в 20% на паушальный взнос и оборудование.
Но есть и плюсы, говорит владелец Gelateria Plombir. Например, у потенциальных покупателей во время изоляции появилось больше времени, чтобы изучить информацию по условиям сотрудничества. «Кроме того, именно сейчас освобождается много торговых площадей, интересных для формата джелатерии и дешевле на 30%. В жирное время подобных локаций было практически не найти», — добавляет Драй.
Действующие франчайзи по-разному переносят период неопределенности. «У некоторых настроения панические, особенно, кто остался без финансовой подушки, — говорит Драй. — Таких около 10%. Но мы уговариваем их потерпеть до начала «золотого сезона» с мая по сентябрь, который выправит ситуацию». Франчайзер ведет диалог со всеми партнерами, помогает юридическими консультациями, а также вести переговоры с арендодателями.
Кризис накроет в сентябре
По словам Михайличенко из РАФ, настоящий кризис ждет рынок франчайзинга ближе к осени. «Компании еле оправились после традиционного затишья, следующего за новогодними каникулами. Именно период с марта по май мог бы дать возможность бизнесу поднакопить силы, но случилась пандемия и всех закрыли», — рассуждает он. Летом снова ждет традиционный провал, а в сентябре придет время расплачиваться по отсрочкам налогов, кредитам и зарплатам. По прогнозам Михайличенко, экономика компаний уйдет в минус, а спрос не восстановится в полной мере. Если не дадут льготных денег, то 10% бизнеса точно закроется, но 90% сумеет выскочить.
Весной 2020 года правительство Москвы утвердило программу субсидий для франчайзи в размере до 1 млн рублей. Участником программы может стать предприятие малого и среднего бизнеса, зарегистрированное не менее чем за полгода до подачи заявки и в качестве налогоплательщика на территории Москвы. Заявку на возмещение расходов (на четыре вида целей) до 1 июня 2020 включительно могут подать предприниматели, ведущие деятельность по одному из видов договоров: концессии, субконцессии, лицензирования или сублицензирования. Еще одно условие — договор франшизы должен быть заключен не ранее чем за пять календарных лет до момента подачи заявки. В список отраслей по ОКВЭД, которые могут претендовать на субсидии, попали большинство видов деятельности за исключением продуктовой розницы.
«Схема субсидирования работает, как кэшбек, а позже эти деньги возвращаются в столичный бюджет в виде налогов», — объясняет Михайличенко. Ассоциация франчайзинга помогала разрабатывать программу еще с осени 2019 года совместно с Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Ситуация с коронавирусом лишь ускорила ее принятие и внедрение. Сейчас РАФ ведется работа по принятию подобных мер поддержки франчайзи в других регионах, в частности в Подмосковье.