К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зачем эксцентричный миллиардер-стеклодув потратил $20 млн на «безумный план» спасения медиа

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Джим Маккелви — бывший стеклодув, ставший серийным предпринимателем и миллиардером. В числе его проектов — платежная система Square, которую он создал вместе со своим бывшим стажером Джеком Дорси. Его новая идея — помочь людям, уставшим от фейковых новостей и кликбейта, самим выбирать, какие статьи читать и какую рекламу видеть

Джим Маккелви — один из самых успешных предпринимателей Америки, однако об этом едва ли можно догадаться во время беседы с ним. «Мне всегда кажется, что я недостаточно квалифицирован», — утверждает 54-летний миллиардер, основавший шесть компаний. В их числе — платежная система Square с рыночной капитализацией $33 млрд, которую Маккелви создал вместе с гендиректором Twitter Джеком Дорси. В шумном кафе Le Pain Quotidien в центре Манхэттена предприниматель объясняет, как отсутствие опыта и специальных знаний стало причиной его успеха. «Когда я начинаю делать что-то, чего раньше никогда не делал, то часто осознаю, что я некомпетентен», — отмечает миллиардер.

Тем не менее, иногда именно людям, не обладающим достаточной компетенцией, лучше всего удается находить решения новых проблем. Одним из таких решений стала платежная система Square, идея создания которой спасла первый бизнес Маккелви и принесла ему состояние в $1,5 млрд. На протяжении более 30 лет Маккелви занимался стеклодувным ремеслом и даже до сих пор продает свои работы, в том числе дизайнерские стеклянные смесители для раковин. В 2002 году Маккелви и его друг открыли в Сент-Луисе стекольный завод. Для этого им пришлось переоборудовать здание площадью 750 кв. м, в котором в 1930-х годах находились автосалон и станция технического обслуживания. Пару лет после запуска производства Маккелви был разочарован: потенциальные клиенты не могли оплатить покупку картой American Express, что сказывалось на продажах. Дело в том, что в то время предпринимателям приходилось платить слишком высокую комиссию за прием карт. Маккелви позвонил своему другу и основателю Twitter Джеку Дорси, который подростком проходил у него стажировку. В 2009 году они запустили платежную систему Square, которая позволяет принимать платежи с банковских карт с помощью смартфона или планшета. Сейчас этой платежной системой пользуются 2 млн предпринимателей. В 2010 году Маккелви покинул пост генерального директора Square в связи с рождением сына, однако он до сих пор входит в совет директоров компании.

Сегодня творческое видение и отсутствие опыта помогают Маккелви развивать бизнес совсем в другой сфере — медиа. По словам предпринимателя, в какой-то момент он понял, что устал от фейковых новостей, кликбейтных заголовков и вездесущей онлайн-рекламы. Поэтому он задумался о том, как помочь читателям вернуть контроль над своим сетевым «я». В 2016 году в Сент-Луисе Маккелви запустил компанию Invisibly, бизнес-модель которой построена на микроплатежах за доступ к онлайн-контенту. Он инвестировал в ее развитие $11 млн из собственных средств и привлек еще $20 млн от инвесторов, в том числе и от венчурного фонда Питера Тиля Founders Fund. С помощью инструментов Invisibly сами пользователи (а не рекламодатели и издатели) могли бы получить возможность выбирать то, какую рекламу они будут видеть в интернете, какие статьи читать, и какие данные о себе разглашать. «Мы расскажем вам, как покупают и продают ваше внимание, какая информация о вас есть в интернете и как ее монетизируют», — объясняет Маккелви.

 

Как уволенный из eBay сотрудник нашел нишу в $100 млрд и создал прибыльную с первого года компанию

Большинство сайтов зарабатывают деньги двумя способами: с помощью подписки (как сайты газет The New York Times и Washington Post) или с помощью рекламы (как Forbes.com). Маккелви же, в свою очередь, хочет предоставить читателям бесплатные электронные кошельки, которые будут автоматически пополняться каждый раз, когда пользователи будут смотреть рекламу от Invisibly. По его мнению, затем они могли бы тратить накопленные виртуальные деньги на доступ к онлайн-контенту. По гипотезе миллиардера, каждая статья будет стоить определенную сумму, установленную алгоритмом с учетом качества и спроса. Если читатели поделятся своими персональными данными, стоимость статей снизится. В то же время рекламодатели получат возможность подбирать рекламу, соответствующую интересам конкретных пользователей.

 

Сейчас эту идею все еще можно назвать чем-то вроде несбыточной мечты эксцентричного миллиардера. «Я не знаю, сработает ли мой план», — признается Маккелви. «У нас есть пара частных инвесторов, которые терпимо относятся к рискам. Они знают, что наш проект может провалиться. Мы уже потратили $20 млн, но у нас даже нет полностью готового продукта. Я просто хочу жить в мире, где с помощью качественного контента можно заработать больше денег», — рассказывает он.

Ben Gabbe/Getty Images for The Association of Magazine Media

В феврале Invisibly начала бета-тестирование своего сайта. Пока что пользователи лишь могут узнать, сколько денег поступило бы на счет их электронных кошельков за просмотр той или иной онлайн-рекламы. Чем больше они зарабатывают, тем больше онлайн-контента они могут прочитать на сайтах газет и журналов, которые присоединились к проекту Маккелви. Теоретически любой пользователь также может добавить свои собственные деньги в электронный кошелек, чтобы в принципе избежать рекламы. Представители Invisibly отмечают, что компания проводит бета-тестирование в сотрудничестве с более чем 30% издателей в США, включая Associated Press, Scripps и McClatchy.

Джим Маккелви довольствуется ролью основателя Invisibly. На пост генерального директора миллиардер пригласил своего давнего друга Мэттью Портера, который ранее занимал аналогичную должность в компании Contegix, предоставляющей услуги в области управления сайтами. По словам Портера, Маккелви в разгар прошлого лета ближе к вечеру приехал к нему домой в Сент-Луис и отказывался уезжать, пока тот не согласился присоединиться к команде. Сейчас он руководит офисами компании в Сент-Луисе, Нью-Йорке и Пало-Альто.

 

«Джим — чертовски умный человек. Я восхищаюсь тем, как интенсивно он может работать, когда он страстно увлечен чем-то. Он не только видит целостную картину, но и обращает внимание на детали», — рассказывает Портер.

Пиво со вкусом наглости: как создать бизнес стоимостью $2 млрд и принести инвесторам доходность 900%

Так было на протяжении всей карьеры Маккелви в качестве серийного предпринимателя. Помимо Square, он основал несколько компаний, которые занимаются программным обеспечением, книгопечатанием и выполнением кровельных работ. По словам миллиардера, одна из его ранних компаний впервые в истории записала выставочную литературу на компакт-диски. Он также создал некоммерческую организацию, чтобы помочь решить проблему нехватки программистов в США.

Все эти компании, казалось бы, не имеют друг с другом ничего общего, но они связаны между собой одной вещью: с их помощью Маккелви пытается решить конкретную проблему. При этом в большинстве случаев речь идет о новых отраслях, о которых он мало что знает. Осознав это, миллиардер решил написать свою новую книгу под названием «Комплекс инноваций: Построение успешного бизнеса с помощью одной безумной идеи» (The Innovation Stack: Building an Unbeatable Business One Crazy Idea at a Time), которая поступит в продажу на следующей неделе.

«Возможно, я уже набил шишки. Однако я все еще растерян и напуган. Мне все еще кажется, что я не знаю, что делаю. Я все еще чувствую все то, что я чувствовал, когда начинал работать над созданием Square», — подчеркивает Маккелви. «В течение последних трех лет я писал книгу. Это помогло мне понять, что сейчас мне должно быть не по себе... Но теперь я понимаю это чуть лучше, а это все же небольшой прогресс», — добавляет миллиардер.

 

С чего начинают миллиардеры? Первый бизнес богатейших людей планеты

Перевод Полины Шеноевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+